ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Лубянская площадь (1)
У дома Цветаевых, Таруса (0)
Москва, Покровское-Стрешнево (0)
Михаило-Архангельский кафедральный собор, Архангельск (0)
Москва, Центр (0)
Зимнее Поморье. Рождество. Колокольня Храма Соловецких Преподобных (0)
Зимнее Поморье. Рождество. Колокольня Храма Соловецких Преподобных (0)
Беломорск (0)
Зимнее Поморье. Побережье Белого моря (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Катуар (0)
Собор Архангела Михаила, Сочи (0)
Река Выг, Беломорский район, Карелия (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Северная Двина, переправа (0)

«Шоу микрофонов» Юрий Бондаренко

article192.jpg
Когда-то, в иную эру, Высоцкий выдохнул свою потрясающую песню микрофона, который «все усиливал, усиливал». Усиливал чужие голоса. И, увы, и ему, и слушавшим было понятно, что из микрофона звучит не его собственный голос.
Сегодня же время изменилось. Микрофоны обрядились в смокинги Вещателей Истины.  Фасады (подчас, нарисованные, как очаг в каморке папы Карло) стали притворяться  домами и целыми улицами. Иначе говоря, дикторы, актеры, режиссеры, маски из шоу-бизнеса стали сплошь и рядом напрямую играть роли аналитиков-профессионалов в соответствующих их роду деятельности сферах. И даже доктора наук (что, впрочем, не ново) с азартом включаются в эту игру, в эти бесконечно варьирующиеся шоу вещателей кем-то уже разжеванных истин.
Очередной из таких спектаклей – пляски вокруг памятника Ивану Грозному и, соответственно, его имени и эпохи.  Замечательнейшее зрелище видеть, как в «эпоху плюрализма самые различные танцоры, словно ведомые рукой незримого танцмейстера выписывают одни и те же пируэты. Будь то известная газета, остепененный представитель науки либо режиссер – эти пляшущие микрофоны словно во власти одних и тех же мелодий и ритмов.
Есть, конечно, и иные микрофоны. Но и они изображают из себя археологов, докапывающихся до Несомненных истин.
Один из последних наглядных примеров – зрелищно-напористый монолог Никиты Михалкова. Должен сказать, что его «Бесогон» смотрю с интересом. Крепко сделано. Да и напористость профессиональна. Скажем, в сравнении с напористостью Дм. Киселева или «Прямого текста» напористость Михалкова воспринимается, как более органичная и не утомительная. По крайней мере, мною.
Совершенно согласен и со всем, что говорится Михалковым о Ельцине. Люди, обрушившие целую страну, - это своего рода «проклятые короли», чтобы мы там ни говорили о тех или иных объективных обстоятельствах.  (Хотя остается вопрос, а где и с кем был сам Михалков, когда Ельцин рвался на вершины Олимпа? – Впрочем тогда  заблуждался и я сам, да и многие иные). 
Но вот, когда доходит до Грозного, становится грустно. Отчего? – Да, прежде всего, оттого, что серьезнейшая историческая полемика ведется на уровне Акуниных и Михалковых, а не тех, кто был реально погружен в эпоху.  Вскользь и очень фрагментарно упоминается Веселовский. И как будто и не было ни Ключевского, ни Скрынникова, ни Зимина, ни многих иных из тех, кто стремился давать анализ, а не просто «очернять» или «обелять» для того, чтобы непонятно кому доказывать, как заблуждались иностранцы, считая московитов варварами.
Меня лично совершенно не волнует, был ли или  будет ли еще где-то поставлен памятник Грозному. За минувшие десятилетия (да и только ли за минувшие?) столько их поставили, посносили и продолжают сносить, что все это стало уже привычным, как осенние дожди. Из-за чего переживать-то? Проблем, что ли больше нет?
Но, когда история, исторические события и персонажи начинают использоваться, как макияж современных политических и прочих пристрастий, это настораживает, да и прямо отталкивает. Хотя, конечно, такие фокусы – штуки не новые.
Если же говорить о том, что относят к фактам, то, конечно же, при Грозном Московия расширилась. И первопечатник Федоров в его время жил. И многое иное было. Но была и неудачная Ливонская война, и та самая опричнина, вокруг которой столько споров. Были и жесточайшие расправы, причем, согласно ряду источников, от них страдала не только элита. Сохранились упоминания современников о том, что, врываясь в имения опальных, опричники, бывало, раздевали женщин до нага, заставляли их гоняться за курами, потешаясь тем, что в это время стреляли в них из луков. Конечно же, это, как и записи о том, что Иван, встречая жен опальных, понуждал тех поднимать высоко вверх одежды, демонстрируя «срамные места», до тех пор, пока не проедет все его окружение, и как многое иное, не проверяемо и вполне может быть и наветом.  Увы, во всей всемирной истории масса таких непроверяемых моментов. Но хорошо известно, что «паны дерутся, а у мужиков чубы трещат». Самые разные историки признают, что опричнина оказалась болезненной для всей страны. А вот была ли эта болезненность очистительной? И насколько? – Тут идут споры. Однако и при этом известно, что именно на закате собственно опричнины хан Девлет Гирей сжег Москву, которую опричное войско было не способно защитить, ибо оно оказалось годным лишь для карательных операций. И лишь в следующем году уже не опричники дали серьезный отпор тем, кто попытался совершить новый набег.
Что до числа жертв опричных репрессий и казней, то тут дать точные цифры, наверное, невозможно. Н.Михалков упомянул три-четыре тысячи, что несравненно меньше тех жертв, которые знали и Франция, и Англия тех времен. И словно забыл про разгром Новгорода. Поскольку я еще студентом имел возможность перелопатить и целый ряд исторических работ, и первоисточников (пусть в чем-то спорных), то здесь можно было бы привести немало интересных и показательных сведений. Не говоря уже о том, что серьезные историки-профессионалы, углубленно изучавшие русский феодализм, выделяли и выделяют разные этапы в деятельности того же Грозного, царя, чье правление было очень неоднозначным.
Но, повторюсь, дело тут не в отдельных данных и их достоверности. И дело даже не в оценке личности Грозного, а в том, что спокойное профессиональное обсуждение истории подменяется шоу микрофонов, которые с непоколебимой уверенностью разыгрывают перед нами битвы за те истины, которые оказываются взятыми из вторых и третьих рук и в процессе всех этих передач сплющиваются,  да так, что живая, объемная история испаряется, а вместе с ней тускнеет и живое движение мысли. Тем самым, зрителя и слушателя все упорнее подсаживают на суррогаты, подменяя картины реального боя театральным фехтованием. Конечно, и последнее имеет право на существование. Можем же мы с удовольствием смотреть на киношных Фанфана-Тюльпана или мушкетеров. Но, когда мы смотрим на них, нет обмана, потому что мы и воспринимаем экспрессивных фехтовальщиков, как киногероев.  В шоу же микрофонов иллюзия реальных поисков выдается за сами поиски, а информационный фастфуд -  за диетическое питание, Толкователи за Вещателей. И вот это-то тревожит.
 
© Бондаренко Ю.Я. Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Москва, ВДНХ (0)
Долгопрудный (0)
Москва, Центр (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)
Поморский берег Белого моря (0)
Москва, ул. Санникова (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Река Емца (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS