|
Новый День №3
|
Когда Зая (так звали Зайцева со студенческих лет) протянул мне почтовый конверт, внутри которого обнаружились синие глянцевые билеты, я не смогла ему отказать. И не потому, что глянец манил блеском и обещал посещение мероприятия, о котором через несколько дней можно будет прочитать в модном журнале. И даже не потому, что, посетив это мероприятие, с гордостью можно будет сказать, что культурный градус повышен, а галочка в уме напротив графы «самообразование» будет проставлена.
А просто потому, что мужчина, протянувший билеты в театр, был мне по-человечески дорог. Как память о юности, той поре жизни, когда на сложные вопросы, кажется существуют волшебно простые ответы. И о студенчестве, прошедшем в музыкальных закоулках под трели Моцарта и грохот октав Рахманинова. Когда мокрые ладошки, соскальзывающие с клавиатуры инструмента, можно было высушить с помощью побелки, осыпающейся в длинном коридоре, а нечаянная россыпь нотных листов на полу за пять минут до выхода на сцену была приметой, сопоставимой с чёрной кошкой, переходящей тебе дорогу.
Итак, Зая протянул мне конверт. Я сказала «да» и, условившись о времени и месте встречи, мы расстались до вечера.
|
|
Периодически словесные фейерверки игроков в политику, идет ли речь о каком-либо языке, территориальных вопросах или чем ином, взрывают Интернет, да и не только.
Но что, если взглянуть на все эти шумы иначе – как на шоунизацию политики в эру победного шествия массовой культуры? В эру, когда политика срастается с шоу, а шоу нередко политизируется.
Правда, собственно шоу- зрелища были составляющей политической жизни на протяжении всей истории человечества. Надо лишь не забывать, что только составляющей, потому что политические реалии всегда двоились на политику шатров и кабинетов - политику принятия решений и разработки конкретных планов действий, и на политические шоу, которые играли в истории отнюдь не одну лишь роль макияжа или маскировки некой «реальной политики».
Не претендуя на оригинальность (ведь «ничто не ново под Луной), но и не вычитав то, что сейчас очерчу, из книг, хотел бы выделить три вида политических шоу.
Первый – это шоу-ритуал. Шоу-ритуал, ритуал, как зрелище и при этом действо массовое и для масс, присущ для всех эпох. В периоды безусловного господства религий такие политические шоу-ритуалы в виде шествий, празднеств, аутодафе и публичных казней, как правило, были неотделимы от религии. И даже выезды владык к народу обставлялись, как встречи масс с Высшими Существами либо представителями высших Сил.
Шоу-ритуалы широко и разнообразно использовались и в Советском Союзе: и в виде демонстраций, и в виде слетов и т.д., и т.п. И даже в виде почестей, ушедшим из жизни лидерам и героям, и просто жертвам войн. И они могли иметь колоссальный эффект. Вспомним искренние и мощные строки В.Маяковского: «Я счастлив, что я этой силы частица и общие даже слезы из глаз».
Этот вид шоу характерен и для современного Казахстана, и практически для каждого государства. Только в одной стране акценты будут сделаны на чествовании представителей Верховной власти, а в другой поп-звезд или (как в Исландии) – футболистов. Иной вопрос – вопрос о возможной банализации таких шоу, их превращении в пустеющие формы, формы из которых выветривается не просто содержание, а и духовный подъем, экзальтация духа.
|
|
ИРИНА. - Одна…опять одна!.. « Уехал по делам!.. « Какие могут быть дела в воскресенье, да ещё когда жена остаётся скучать в одиночестве?!. Привёз меня из Москвы в эту глушь,
обещал - ненадолго, пока не возьмут на повышение…Год прошёл, а мы всё ещё здесь, в этом ужасном полутропическом климате…Он совершенно обо мне не заботится, не ценит, наверняка, уже и не любит больше…Или ещё любит?..Гм...Как бы это проверить?
Появляется Мамедов - мужчина вполне безобидный, но наделённый Природой жгучим взором и густыми бровями заядлого ловеласа. В руках у него пухлая папка.
ИРИНА. - Боже, это…ОН!.. Именно такой мужчина и грезился мне в снах до замужества…
Какое лицо…осанка…взгляд!.. Идёт ко мне…Убежать?!. Нет, послушаю, что он скажет…
Ирина томно прикрывается книгой. Мамедов приближается, нерешительно смотрит. Он холост и побаивается женщин.
МАМЕДОВ. - Здравствуйте!
ИРИНА ( нежно ) - Здравствуй…те!..
МАМЕДОВ ( удивлённо приподняв брови ) - К-хе…Мне нужен товарищ Губкин.
ИРИНА. - Именно таким я вас и представляла…
МАМЕДОВ ( ещё более приподняв густые брови ) - Каким таким?
ИРИНА. - Неотразимым!..
|
|
Я попил сегодня пива
В заведеньи «Василёк».
И, естественно, подпёрло.
( Пять ведь кружек усосал).
Вышел за угол, как прежде,
Обнажил мужскую стать.
Вдруг услышал прямо в ухо:
«А не надо здеся ссать!».
Переклинило с испуга.
Кто сказал? Зачем? Накой?
Повернулся: вот мужчина.
Он качает головой.
Я узнал его: Герасим.
Дворник славный здешних мест.
Он огромною метлою
Здесь махает всё окрест.
За порядком наблюдает,
Чистоту блюдет вокруг.
Нравом кротким благодушен,
Людям всяким брат и друг.
|
|
Картина 1. Очнулся.
Дальняя дорога, на ней, свернувшись калачиком, спит Путник. Ему зябко и неудобно. Он ворочается, устраивается поудобнее, пытается укрыться дерюжкой, лежащей рядом, но дерюжка неожиданно вскакивает и оказывается каким-то чувырлом — ни мужик, ни баба, а так — Не знамо Что.
Не знамо Что. Э-э! Ты чего тут развалился? (Тычет Путника ногой в бок.) Вставай, говорю.
Путник (спросонья). Чего?.. А?.. Кто?..
Не знамо Что. Что лежишь? Мы так не договаривались!..
Путник (протирая глаза). А как… мы договаривались?..
Не знамо Что. Так ты не помнишь, что ли?
Путник. Не-а… А ты кто такой?
Не знамо Что. Ничего себе! Это я — кто такой?! Нет, это ты — кто такой? (Путник пялится обалдело.) Ну, кто ты такой? Скажи! Нет, ты скажи, скажи!
Путник. Да… кто ж меня знает…
Не знамо Что. Ну, вот! Хорош!
Путник (осторожно). А… а и вправду — кто я?.. Может, подскажешь?
Не знамо Что. Ага… ещё чего? Сам уж как-нибудь сообрази.
Путник (пытаясь устроиться поудобнее). Ладненько… я сейчас только чуток вздремну, а потом…
Не знамо Что. Как же! (Шпыняет Путника, отвешивает ему пинки, щипки и подзатыльники.) Ты у меня поспишь!.. Ты у меня поотдыхаешь!.. А ну-ка, подъём, быстро! Тебя что, затем послали, чтобы ты тут дрых?
|
|
Седовласый хозяин огромной страны устало опустился в кресло и взглянул часы. Половина второго ночи. Вполне рабочее время. Снял трубку телефона внутренней связи.
- Документы по проекту готовы? Принеси. И обзвони всех по списку No 17. Пусть будут на связи.Через секунду тяжёлая дубовая распахнулась и секретарь положив на стол пухлую папку, застыл в ожидании дальнейших распоряжений.
- Чаю с лимоном-буркнул хозяин кабинета.
***
Сделав глоток, хозяин кабинета отложил в сторону стакан, в красивом серебряном подстаканнике, открыл папку. - " Часть первая. Великобритания". Одна тысяча девятьсот сороковой год. Март. Ультиматум! Немедленно остановить наступление Красной Армии в Финляндии. В противном случае начнётся массивная бомбардировка нефтяных месторождений Баку!
Обхватив голову руками старик предался вспоминаниям.
- " «Веллингтоны» королевских воздушных сил в считанные минуты добрались бы вылетев со своей базы расположенной в Иракском Масуле. А других месторождений в нашей стране тогда ещё не разведали."
***
Перевернул следующую страницу.
На плотной белой бумаге излагался текст и перевод на русский очередного ультиматума. На этот раз американского.
Тамошний президент Гарри Трумэн грозил сбросить свою знаменитую «супербомбу» на Москву. Если войска Советского союза в кратчайший срок не покинут территорию Ирана.
-"Пришлось уступить". - Вспоминал старик. - "Эти наглые янки в 1946 году разместили свои Б-29 приспособленные для доставки атомных бомб, вдоль границы с Югославией. И ведь повод у них тогда был. Бесстрашные балканцы взяли да и сбили самолёт янки, над своей территорией. Неслыханная наглость с точки зрения заокеанских ястребов."
|
|
Из воспоминаний моего деда
Первые дни войны были самыми страшными. Под сокрушительными ударами фашистов фронт отодвигался вглубь страны. Уже к августу был сдан Смоленск и попытки вернуть его, и начавшееся на Западном фронте наступление на Ельню не имели никакого успеха.
Южнее Смоленска немцы окружили часть наших войск и взяли в плен около сорока тысяч человек. Ещё южнее велось наступление на войска Брянского фронта, оборонявшие подступы к Гомелю и Мозырю, служившим плацдармом для наступления на Киев, вокруг которого уже начинал создаваться мешок.
На стыке Юго-Западного и Южного фронтов немцы прорвались к Кировограду и Первомайску и двинулись к Днепру между Днепропетровском и Запорожьем, взяв при этом в кольцо Николаев и Херсон.
12-ая армия, в состав которой входил наш стрелковый корпус, пыталась остановить этот прорыв, отрезав клин наступающих танковых войск противника, но в ходе неравных боёв вынуждена была отступать на юго-восток.
Мы отступали с тяжёлыми арьергардными боями и большими потерями. Против нас были брошены лучшие танковые и пехотные дивизии врага. Вокруг горела родная земля, а мы в клубах пыли под палящим августовским солнцем и под смертоносным градом свинца пятились назад, пытаясь вырваться из окружения.
|
|
Это была пуля со смещенным центром тяжести. Она вошла в бедро и, перевернувшись в мягких тканях, вышла в районе брюшной полости. И тьма окутала все пропахшее войной пространство. Сергея вынесли из-под огня и отправили в госпиталь.
Занавесь раздвинулась. В нос ударило запахом карболки. Перед глазами стояла серая, как мышь, пелена и заборы…деревянные облупившиеся заборы…много заборов, уходящих в далекую перспективу…
— Смотрите, мой юный друг, и не говорите никогда, что не видели, — посыпался голос сверху. — Да-да, взгляните на снимок. Видите, какие кульбиты она проделала в тканях. Смотрите и не говорите потом, что не видели. Пуля со смещенным центром тяжести - это не миф. Кому-то очень хотелось, чтобы она была мифом. В учебнике вы это не прочтете.
— Как вы думаете, профессор, он будет жить?
— Дурацкий вопрос для будущего хирурга. Но я отвечу. Мы за Бога работу не делаем. Но мы должны сделать все, чтобы оттянуть его встречу с Богом. Душу пуля не задела.
— Душу? Семен Борисович, вы шутите? Где ж она находится, эта душа?
— В «венериных железах», болван! Ну-ка, найди, где у этого красавца «венерины железы»? Не найдешь, к зачету не допущу.
— Вы шутите, Семен Борисович? Какие же у него могут быть «венерины железы»?
— Мда, — упал голос сверху. — До чего же современные студенты измельчали. Где у тебя, болван, «железа сатира» расположена? Отвечай, иначе до резекции не допущу.
Сверху посыпался смех, тяжелый и желтый смех, от которого затошнило и задрожал серый забор, уходящий в далекую перспективу.
|
|
Скажу я вам, друзья, любая сказка — не просто ложь, а ложь опасная. Хотя бы потому, что по законам этого жанра добро всегда побеждает зло, и значит, кому-то не сносить головы. А что есть добро и что зло, и чем они отличаются друг от друга — того и сам сказочник порой не ведает. И сколько бы ни твердили психологи про треугольник Карпмана, мы-то знаем, откуда уши торчат. Вспомним известный сюжет про заколдованную принцессу, влюбленного героя и злого великана. Вместо великана, впрочем, смело подставляем дракона, а вместо принцессы — деревенскую красавицу. Ну, а герой, он на то и герой, чтобы геройствовать. Или про хищного паука, несчастную пчелку и храброго комарика. Или не комарика, а кузнечика, шмеля или еще какое-нибудь благородное насекомое. Истории, которые настолько въелись в человеческий мозг — ведь у каждого из нас было полное сказок детство — что воспроизводятся автоматически, как зевок или кашель, или чистка зубов по утрам, или включение компьютера, плейера, музыкального центра. Достаточно нажать на «пуск» - и крутится диск, льется мелодия, и выходят на сцену доверчивые лицедеи. Наши земляки. Родные и друзья. Мы с вами.
Возьмем, к примеру, девочку лет шести или семи. Пусть зовут ее Леа. Это персонаж, без сомнения, добрый. Леа-отличница, Леа-солнышко, Леа — маленькая «фройляйн». Мамино и папино сокровище. Леа, которую любит весь двор, бабушки и дедушки, учителя и толстая рыжая кошка Лаура с колечком в левом ухе.
Или два хороших немецких парня, скажем, Кевин и Ханс. Первый работает автослесарем, а второй — асфальтоукладчиком. Или наоборот. Не бритоголовые неонаци, не свидетели Иеговы, не получатели социального пособия, не беженцы и не наркоманы — а просто хорошие немецкие парни из какого-нибудь славного немецкого городка. Ноейенкирхена, или Блисвайлера, или Рентриша, или Вельзенкирхена, или Зульцбаха, или Айхенвальда, или Нойвайлера, или Ландсвайлера-Редена... В общем, не важно, как он называется. Небольшой, но уютный городок, тысячи на три — на четыре жителей.
|
|
Спят вповалочку,
Спят в пристеночку,
Тётя Клавочка
С дядей Сенечкой.
Примостилися, кто как мог.
Хуже всех «примостился» Бог.
Его бедного, милосердного,
Не нахального, но опального,
Чтоб не шлялся он, дескать, бродягою
Прямо тащут к кресту и притягивают.
Что за грех такой
Непростительный
Совершил святой -
Он общительный:
Задушевный святой и ласковый,
Только с виду чуть-чуть потасканный,
Вроде всё хорошо, но…
|
|
Кий
Ночная мгла спустилась
И будит тени. Скоро,
Они придут и по углам,
Как змеи расползутся…
На их безмолвные укоры у меня
Ответа нет, но я готов к приему.
Вы многое могли бы рассказать,
Чего бы всем хотелось так услышать,
Но духи не болтливы и хранят
Надежно тайны прошлого. Корона…
Кто не стремится
Ее примерить?
А что взамен?..
Несчастье. И покоя
Ни днем ни ночью сердцу не найти
Под тяжестью ее. С каким восторгом
Я б передал ее другому. Но наследник –
Правит, или недвижим,
Лежит в роскошной,
По царски вырытой,
Могиле…
Владея всем, но не владеть собой
Вот плата за величие. Оснельда,
Ты мне одна способна дать покой,
Рассеять мрак в груди. Своею чистой,
Беспечной красотою ты могла б,
Вселить покой в мятущуюся душу.
Почему не хочешь ты мне помочь…
|
|
Современная литература это:
|
Кто онлайн?
|
Пользователей: 0 Гостей: 9
|
|