ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Троицкий остров на Муезере (0)
Долгопрудный (0)
Дом поэта Н. Рубцова, с. Емецк (0)
Долгопрудный (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Поморский берег Белого моря (0)
Собор Архангела Михаила, Сочи (0)
Кафедральный собор Владимира Равноапостольного, Сочи (0)
Поморский берег Белого моря (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Игумнов овраг, Таруса (0)
Беломорск (0)
Москва, ВДНХ (0)
Беломорск (0)
Побережье Белого моря в марте (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)

«Другая игра или Сексуальная революция... и политика» Юрий Бондаренко

article191.jpg
Периодически словесные фейерверки игроков в политику, идет ли речь о каком-либо языке, территориальных вопросах или чем ином, взрывают Интернет, да и не только.
Но что, если взглянуть на все эти шумы иначе – как на шоунизацию политики в эру победного шествия массовой культуры? В эру, когда политика срастается с шоу, а шоу нередко политизируется.
Правда, собственно шоу- зрелища были составляющей политической жизни на протяжении всей истории человечества. Надо лишь не забывать, что только составляющей, потому что политические реалии всегда двоились на политику шатров и кабинетов -  политику принятия решений и разработки конкретных планов действий, и на политические шоу, которые играли в истории отнюдь не одну лишь роль макияжа или маскировки некой «реальной политики».
Не претендуя на оригинальность (ведь «ничто не ново под Луной), но и не вычитав то, что сейчас очерчу, из книг, хотел бы выделить три вида политических шоу.
Первый – это шоу-ритуал. Шоу-ритуал, ритуал, как зрелище и при этом действо массовое и для масс, присущ для всех эпох. В периоды безусловного господства религий такие политические шоу-ритуалы в виде шествий, празднеств, аутодафе и публичных казней, как правило, были неотделимы от религии. И даже выезды владык к народу обставлялись, как встречи масс с Высшими Существами либо представителями высших Сил.
Шоу-ритуалы широко и разнообразно использовались и в Советском Союзе: и в виде демонстраций, и в виде слетов и т.д., и т.п. И даже в виде почестей, ушедшим из жизни лидерам и героям, и просто жертвам войн. И они могли иметь колоссальный эффект. Вспомним искренние и мощные строки В.Маяковского: «Я счастлив, что я этой силы частица и общие даже слезы из глаз».
Этот вид шоу характерен и для современного Казахстана, и практически для каждого государства. Только в одной стране акценты будут сделаны на чествовании представителей Верховной власти, а в другой поп-звезд или (как в Исландии) – футболистов. Иной вопрос – вопрос о возможной банализации таких шоу, их превращении в пустеющие формы, формы из которых выветривается не просто содержание, а и духовный подъем, экзальтация духа.
Второй же вид политических шоу – это шоу-балаган и своего рода псевдокарнавал. Это шоу в духе комедии дель Арте, политических театров масок. Если взглянуть на внешнюю сторону нашей (то есть не казахстанской, а в значительной мере мировой) политической реальности, то многие странности, доходящие до несуразности и абсурда становятся объяснимыми.
Скажем, дико смотреть на то, как парламентарий таскает женщину за волосы, а спустя какое-то время, как ни в чем не бывало, обсуждает рядом с нею что-то там перед телекамерами.  Либо, когда политики обливают друг друга соком. В глазах же многих так же дико выглядят бесконечные карусели одних и тех же лиц орущих либо вещающих на политических ток шоу. Да еще с какой убежденностью! Если, к примеру, говорильня о Трампе, то глаголят так, словно они с ним спали в одной постели и подслушали, что тот бормотал во сне.
Но все это было бы несуразным, если бы речь шла, хотя бы о сеансе шахматной игры в современных Нью-Васюках. В свете же шоу-политики, политического балагана, где вроде бы политические споры и политическая борьба разворачиваются по законам Балагана, ничего несуразного нет. Все эти повторяющиеся телефигуры – образы комедии масок. Некоторые даже традиционно узнаваемы. Так одни узнаваемые лица нередки в ролях Арлекино,  «русский» американец Майкл Бом  - Пьеро, которому постоянно затыкают рот, да еще и «тыкают» при этом. Здесь пинки под зад, торты – «в рожу» так же привычны, как снег у нас в январе.
Есть и третий вид политических шоу – шоу-арена. Это уже не просто реслинг, не просто кружение на карусельных деревянных лошадках. Это шоу, которое может включать элементы реальной борьбы. Такие шоу, как правило, становятся популярными в канун социальных потрясений и непосредственно в дни социальных бурь. Достаточно вспомнить Россию начала двадцатого века или Союз времен Перестройки, когда трансляции съездов и иных политических форумов приковывали народ к телеэкранам, так же, как еще совсем незадолго до этого прямые передачи с чемпионатов мира по хоккею, а тиражи массовых изданий взлетали до заоблачных высот.
На практике все три вида шоу могут сочетаться. Но сегодня на российских и отчасти и американских экранах (если судить по тому, что известно-таки поверхностно) доминирует Шоу-балаган с элементами Шоу-арены.
Шоу же эти подчинены правилам масскульта и могут быть поняты лишь с учетом этой включенности в информационно-развлекательные вихри. Ведь для телезрителя, редеющего читателя и пользователя Интернетом политические и псевдо-политические шоу перемежаются с иными потоками слов и образов, где все более и более доминируют экстравагантность и крик, дополняемые демонстрациями реальных трагедий и катастроф (которые « силу законов жанра» сами превращаются в шоу). Так стоит ли удивляться тому, что аналогичные средства привлечения внимания начинают использоваться и в политических шоу, и  о той же г-же Клинтон могут пространно рассуждать в связи… с уфологией  и космическими пришельцами? Нас захлестывает уже не просто информационный мусор, а слепящая глаза информационная пурга. И вот тут-то под шумок, под вой инфовьюги можно протащить что угодно и на политические, и на иные подмостки.
Не удивительна и своеобразная современная сексуализация, а точнее «генитализация» политики, где мы становимся свидетелями подобия сексуальной революции, которая спустя десятилетия после буйных шестидесятых, уверенно отвоевывает себе место на политических подмостках.
Вспомните только хотя бы немногое! – Скандал с Клинтоном и Моникой Левински (правда, тогда еще без особых последствий для его главного персонажа). Скандал с ныне уже забытым французским претендентом на пост президента Франции, коего обвинили в оказавшихся ничем не доказанными сексуальных домогательствах. А кто не мог лицезреть шаржировано обнаженные фигуры Трампа и Клинтон в разгар последней предвыборной кампании в США либо слышать об американских дамах, которые вдруг хором стали вспоминать о сексуальных домогательствах сначала претендента, а затем и президента!
И если бы только это! Итальянская жрица любви в порыве политической страсти нагишом бегает по городским улицам. Украинские топлес, то крест рубят, то рвутся к Путину, демонстрируя на одной из спин смачное непечатное русское слово. Впрочем, ставшее уже международным. Да и политизация ситуации с секс-меньшинствами, кан-кан вокруг гей-парадов – из того же балаганного спектакля. И что так далеко ходить! «Пусси Райот» («Восстание или мятеж «мохнаток», то есть женских детородных органов») - показательнейший образец использования секс-интриги в политике и вдобавок в претензиях на социальную мысль и искусство.  В той же кампании мудрила, прибивший кожу собственных гениталий на центральной площади столицы России. Да и уже американские демонстрации «розовых шапочек» – из того же кружения сексуально-карнавальных масок.
Мало того, уже в претендующих на абсолютную серьезность политических рассуждениях можно прочесть: «Не надо путать яйца в штанах с яйцами на сковородке, то есть Божий дар с яичницей» (Евг.Сатановский в беседе с С.Рязановым . – «На четверть бывший наш народ» -Аргументы недели, 9 февраля 2017 г., с.3). А что? – Смачно. Одним, Божим даром нас сегодня, пожалуй, не проймешь.
И что же из этого следует? – То, что уже сказано. Плюс детский совет не принимать все за чистую монету и, может быть, вспомнить: «Не та собака кусает, что лает». А если всерьез, то чего уж «на зеркало пенять»: политические-шоу, шоу-балаганы возможны там, где торжествует балаганизация культуры. Ведь и политическая культура – это не дар пришельцев, а составляющая той самой массовой или, если хотите, «псевдомассовой культуры», которая всех нас засасывает, как болото.
 
© Бондаренко Ю.Я. Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Записки сумасшедшего (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Москва, Беломорская 20 (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Зимнее Поморье. Река Выг (0)
«Маруся» (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Кафедральный собор Владимира Равноапостольного, Сочи (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS