ЛИТО «Альфа&Омега» творческое объединение авторов предполагает заняться развитием самой идеи русского сонета. Авторы собрались вместе не для того, чтобы оценивать творчество друг-друга или других авторов, а для совместного сочинения венков и полу-венков из русских сонетов. Основатель и вдохновитель творческого объединения Юрий Лысенко-Раин. Бард, автор семинара по стихосложению.
Предлагаем вниманию почтенной публики очередной венок сонетов, представленный ныне в несколько усложнённом виде. За основу структуры взято всем известное традиционное построение сонета по принципу: первый катрен – тезис, второй катрен – контртезис и терцет – синтез. Здесь появилась идея развить эту устоявшуюся схему, приняв за тезис первый из двух парных сонетов, находящихся в общей связке, за контртезис – второй из них. Синтезом же в данном усовершенствовании смог бы, по логике вещей, послужить сонет замыкающий. Для магистрала же у нас теперь берутся: первая фраза первого сонета каждой из пар и последняя второго.
СОНЕТНАЯ ПАРА – I
Забота – Праздность
СОНЕТ – 1.1 – ЗАБОТА
ЮРИЙ ЛЫСЕНКО-РАИН
В заботах вечных о насущном хлебе
жизнь протекает, будто не была...
Уже неважно на земле ль, на небе,
добра ль во имя иль во имя зла.
Но остаётся что «в сухом остатке»,
когда итоги все подведены,
когда предстать пред Господом должны,
и на заплаты не наложишь латки?
Трудом в миру оправдано давно
всё то, чем мы планету оделили.
Находим утешенье лишь в одном –
не только для себя на свете жили...
До дна испито горькое вино,
что до краёв нам ангелы налили.
СОНЕТ – 1. 2 – ПРАЗДНОСТЬ
МАРИНА МОРСКАЯ 12
У всяких наслаждений свой декор:
что может быть тоски обыкновенней?
И нас влечёт безумство тех мгновений,
для коих случай на раздачу скор.
Мы беззаботность радостных проказ,
блаженные телесные услады
и роскошь, как во времена Эллады,
помпезно выставляем напоказ.
Эпикурейство не боится смерти,
на алтари не возлагаем жертв,
жуируем мы даже в лихолетье,
где каждый в развлечениях – эксперт,
самовлюблённость нежа в круговерти,
не оставляя праздник на десерт.
СОНЕТНАЯ ПАРА – II
Страх – Бесстрашие
СОНЕТ – 2.1 – СТРАХ
МАРИНА МОРСКАЯ 12
Живём, как можем: кто богат, кто беден,
кто в свете нимба, кто в иных местах,
но нас на протяжении столетий
объединяет вездесущий страх.
Нам никуда от ужасов не деться,
от войн, стихий, маньяков, зомби, змей,
становимся трусливей и слабей
от фобий тех, что выросли из детства.
Затягивая явь узлом тугим,
тревоги досаждают тяжким гнётом,
пугает темнотой осенний сплин
и страх течёт по душам липким мёдом...
Рискнуть судьбой и впутаться в экстрим?
Но как катод соединить с анодом?
СОНЕТ – 2.2 – БЕССТРАШИЕ
НИКОЛАЙ ОШУСТОВИЧ
Есть два пути: в обход и напрямик,
два номинала: вещь и чек фискальный.
Паскаль изрёк: «Ты гнущийся тростник».
Что мне с того? – едва ли я Паскаль, но
едва ли и герой – кто разберёт?
Услышат ли «имеющие уши»?
И зелье храбрых и дурман тщедуший
я пил из Леты на века вперёд.
Бесстрашным стать – отнюдь не дар бессрочный:
рвануться в бой – не выкурить кисет.
Лишь только ты успел поставить точку,
а уж пора идти на третий сет...
И время мчит,
всех нас равняя в строчку –
кто скуп, кто щедр, кто зол, кто милосерд.
СОНЕТНАЯ ПАРА – III
Безлюбье – Любовь
СОНЕТ – 3.1 – БЕЗЛЮБЬЕ
НИКОЛАЙ ОШУСТОВИЧ
Покуда время сталкивает льдины,
покуда мудрость умножает боль,
живи собой, перебирай рубины
своей души, взирая исподволь
на то, как всё внутри светло и просто,
и словно без единого гвоздя...
А ты всё сыплешь жемчуг, будто просо,
причудливые замки громоздя.
От скорби отрешенностью излечен,
будь одинок, как деревце в степи,
забыв про мир, которым изувечен,
забыв про вековечное: «терпи!»..
Тебе делиться с ним отныне нечем –
будь у себя на золотой цепи!
СОНЕТ – 3.2. – ЛЮБОВЬ
НАТАЛЬЯ ГЕГЕР
Воспеть её высокопарным ямбом?
Наверное, так будет хорошо.
Давно всё сказано о ней... А я бы
осмелилась притронуться душой.
Природа игр любви неуловима.
Вселенская загадка бытия.
В который раз познать пытаюсь я –
что для меня любить и быть любимой?
В исканиях постигла я, не скрою –
наш мир настолько мудр, сколь многолик,
определяет путь, и всё ж порою
бреду впотьмах на чуть мелькнувший блик,
достигнув Света, я Любовь открою,
найду в себе живительный родник.
СОНЕТНАЯ ПАРА IV
Индифферентность – Красота
СОНЕТ – 4.1 – ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ
НАТАЛЬЯ ГЕГЕР
А в Зазеркалье сумрачный двойник
следит за отражением реалий.
Он незнакомцем в дом ко мне проник
и разглядит прекрасное едва ли...
Я с ним дружна! И я совсем не та:
поэзия, цветочки, пьесы, гаммы
припорошились будто амальгамой, –
какая чушь вся эта милота!
Я с двойником своим неразделима.
Что красота? – Давно прогорк елей.
Нет ничего прекраснее картины,
цена которой – череда нулей.
Ах, стать бы мне невестой Алладина...
Апофигей, ты лучший из идей!
СОНЕТ – 4.2 – КРАСОТА
ЮРИЙ ЛЫСЕНКО-РАИН
Что нам дано узнать о красоте?
Она ещё с времён Палеолита
была над миром поровну разлита,
и мы следы её находим те,
которые оставил нам дикарь,
на скалах высекавший человечков,
а мы теперь, как деды наши встарь,
сидим порой у раскаленной печки,
где в пламени замедленной игре
сроднились эльфы, гномы, исполины...
В том величавом звёздном кабаре
и люди побратались, и дельфины...
Как жаль таких, кто даже на заре
не осознАет то, что мы едины!
СОНЕТНАЯ ПАРА V
Зло – Добро
СОНЕТ – 5.1 – ЗЛО
МАРИНА МОРСКАЯ 12
Издревле спор: добро иль зло сильней?
Что спорить зря? – презрев все воздаянья,
расплавив явь в горниле оных дней,
прославим в человеке... злодеянья!
Нам вёрткой змейкой в души заползло,
свернувшись, как предел всему Омегой –
на подвиг вдохновляющее Эго,
вселенское блистательное зло.
Мир с ним живет богато и успешно,
и, оттеняя грани бытия,
прикрыв раздоры правдою кромешной,
из змейки тихо выросла змея.
Лишь тьма непобедима и безгрешна.
А как иначе? Зло теперь – судья!
СОНЕТ – 5.2 – ДОБРО
НАТАЛЬЯ ГЕГЕР
Хорошее моё – мне возвратится.
Я постигаю с опытом одно:
когда добро – израненная птица,
её не стоит выпускать в окно.
И всякий раз для размышлений пища:
Хорошее моё – кому-то зло.
Служить ему лихое ремесло:
в благих делах взаимности не ищут.
Я созидаю зло, как часть добра,
коль неизбежно их соединенье…
И легкое шуршание крыла,
когда отступят вежливые тени,
услышу… На ладони два пера.
И не в обузу птице – оперенье.
СОНЕТНАЯ ПАРА VI
Потребление – Творчество
СОНЕТ – 6.1 – ПОТРЕБЛЕНИЕ
МАРИНА МОРСКАЯ 12
С веками на планете всё тесней:
пожиткам, людям не хватает места;
похожие на загнанных коней,
мы оказались в рабстве шопинг-квеста.
Спонтанно наши прихоти снуют
в азарте лихорадки потребленья;
растрачивая средства, силы, время
в хаосе создаём себе уют.
Изысканным девайсам бьём поклоны,
крутой инфе на триллионы бит.
Герои нашей жизни – спам и клоны,
компьютерный злодей сто раз убит.
Ты – потребитель, коих легионы!..
Жаль, сроки подошли платить кредит.
СОНЕТ – 6.2 – ТВОРЧЕСТВО
НАТАЛЬЯ ГЕГЕР
Я не пишу – поэзию рисую.
Чтоб не спугнуть слова, тихонько в ряд,
выстраиваю... Иногда вслепую:
тогда мазки тусклее чуть горят.
Раскрасить жизнь, преображая вечность,
подвластно ли незрелому перу?
Когда-нибудь потомки соберут
мои стихи в пыли библиотечной.
А соберут ли? Я ведь не Шекспир:
пока метаний плод рассудит время,
палитрой слов раскрашивая мир,
рисую я свои стихо-творенья.
И, прорывая замкнутый эфир,
меня спасает творчества паренье.
СОНЕТНАЯ ПАРА VII
Фикция – Истина
СОНЕТ – 7.1 – ФИКЦИЯ
НИКОЛАЙ ОШУСТОВИЧ
Есть мишура вещей и мысль над ней:
«царь-разум», собирающий осколки.
Раскладывая вымыслы по полкам,
ты держишь путь из тьмы в «ещё темней».
Под куполом небесным – чернота,
какая нам едва ли здесь по силам...
Но мысли чернота – неизносимей:
что эта изживает нас, что та.
Едва ль тебе приют – «ума палата»:
у строгих истин перегорклый вкус...
Извечно продолжается искУс –
извечным вопрошанием Пилата.
И этой пустоты унылый груз,
за рай, что потерял – и крест, и плата.
СОНЕТ – 7.2 – ИСТИНА
НИКОЛАЙ ОШУСТОВИЧ
Когда пресытил путь то вверх, то вниз,
и Божий дар – что устрицы в таверне,
есть во Вселенной большее, поверь мне,
чем звёзд благоухающий анис.
Ты можешь воздух лить сквозь решето,
сокровищами гоблинов владея,
но где-то светит Истины идея –
первее вещи и её «ничто».
Она сверкнёт на судорожный миг
неизъяснимым контуром движенья.
И иногда, в минуты пробужденья,
мне кажется, что я её постиг...
И благодать, когда дописан стих –
её вовне-земное отраженье.
СОНЕТ –15 – СИНТЕЗ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ЮРИЙ ЛЫСЕНКО-РАИН
Её вовне-земное отраженье –
мечты моей, которая во всём,
что совершил, сверкнёт лишь на мгновенье
и ускользает вёртким карасём.
Добро со злом мы разделить не в силах,
и красоту с уродливостью – нет.
Любовь с безлюбьем вместе – чем не свет?..
Хоть в Небесах, – хоть у чертей на вилах!
И поздно размышлять кто прав, кто – нет,
коль каждый выбирает по потребе.
Дано ль ему оставить в жизни след,
до той поры, как скажет он: «Ихь штербе!»*?
Такой в итоге вызревает бренд
в заботах вечных о насущном хлебе.
* Ихь штербе (нем) – я умираю. Последние слова А. П. Чехова.
МАГИСТРАЛ
В заботах вечных о насущном хлебе,
не оставляя праздник на десерт,
живём как можем: кто богат, кто беден,
кто скуп, кто щедр, кто зол, кто милосерд.
Покуда время сталкивает льдины,
найду в себе живительный родник,
а в Зазеркалье сумрачный двойник
не осознает то, что мы едины.
Издревле спор: добро иль зло сильней?
И не в обузу ль птице оперенье?
С веками на планете всё тесней.
Меня спасает творчества паренье:
есть мишура вещей и мысль над ней –
её вовне-земное отраженье.
Все права защищены.
К оглавлению...