СЦЕНА 1. Первая встреча.
Набережная.
ОНА – дама неопределённого возраста, похожа на школьную учительницу, в руках книга Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смотрит на отплывающий теплоход.
ОН – примерно её возраста, нескладный и неуклюжий (возможно очень полный или слишком худой), но держится очень развязно, даже вызывающе, ведёт себя по-бандитски, далеко не красавец, но чертовски обаятелен. Появляется, заканчивая разговор по телефону, в руках книга Михаила Булгакова.
ОН (по телефону). Да, перезвоню. Да нет, пока нет никого. Да не бзди… (Хохочет в трубку, она морщится) Тут, никого… Мымра какая-то. Ладно всё. Жди.
Оба машут отходящему теплоходу. Он свистит, заигрывая с дамами на теплоходе
ОН (кричит на теплоход). Эй, ты длинноногая, когда обратно? Приду встречать… (снова смеётся)
Она замечает книгу его, явно шокирована, он замечает её книгу. Некоторое время они не решаются заговорить, опасливо друг на друга поглядывая. Теплоход с музыкой на борту уже далеко, и на причале становится тихо.
ОН. Как провожают пароходы…
ОНА. …Совсем не так, как поезда. … М-да…
ОН. Да…
ОНА. Пароль верный.
ОН. Отзыв тоже.
ОНА. Значит, это всё-таки вы…
ОН (показывает свою книгу, кивает на её). Условные знаки тоже совпадают.
ОНА. Действительно, было бы очень странно, если бы это оказалось случайностью.
ОН. Да, это было бы странно…
ОНА. Да…
Пауза.
ОН. Тогда отбросим всякие сомнения и будем знакомиться. Я тот самый человек, который тебе нужен… Ой, нет, эту звучит как-то… Скажем иначе, тот самый человек, который писал письма под ником «Робинзон».
ОНА. Глупая затея знакомиться по Интернету, развлечение для мальчишек и девчонок. Я знала, что ничем хорошим это не кончится… Это всё моя подруга, она меня уговорила попробовать… Получилось глупо… До свидания…(Собирается уходить).
ОН. Да подожди ты! Что же тут глупого… Ты писала такие интересные письма! И какой романтический ник Марголена. Ты любишь Булгакова, Героиню его «Белой гвардии» зовут Елена, героиню другого романа – Маргарита, и ты придумала Марголена. Я разгадал тайну?
ОНА. Тоже мне Шерлок Холмс…
ОН. Если тебя ломает, не будем пока раскрывать своих настоящих имён, пусть так пока и остаётся Робинзон и Марголена.
ОНА. Мы что пили на брудершафт? Почему на «ты»?
ОН. Хорошо – вы. Мне просто казалось сразу на ты проще. Кстати, есть страны, где никакого вы вообще не существует…
ОНА. Знаете что! Вы … В вашей анкете там на сайте вы написали «Скромный интеллигентный мужчина»
ОН. А я разве женщина?
ОНА. Скромный? Интеллигентный?
ОН. По современным меркам более чем… А вы?!
ОНА. Что я?
ОН. Вы тоже написали на сайте не совсем точно!
ОНА. Что именно!?.
ОН. Вы написали «Сексапильная длинноногая блондинка»
ОНА. Ничего подобного! Там перед каждым словом было «не», и это ирония… И ещё было фото!
ОН. Не успели познакомиться, а уже ссоримся? Ай, нехорошо.
ОНА. Общаясь в Интернете, мы думали, что мы друг другу подходим, а на самом деле… (Пауза.) Глупо получилось…
ОН. Не надо париться из-за ерунды. Сейчас даже однополая любовь почти в законе, а разница гм… в имедже вообще никого не напрягает.
ОНА. Вот-вот. Париться… Напрягает… Да мы из разных социальных слоёв, мы же говорим на разных языках…
ОН. Это всё так, для понта, а на самом деле… Вообще-то я совсем … Открою тебе тайну. Ой, прости – вам… (таинственно, толи серьёзно, толи ёрничая). У меня очень серьёзные проблемы с женщинами. Да, в этом-то всё и дело.
ОНА. Ага, видела сейчас, как весь женский состав теплохода глазами расстрелял за полминуты… проблемы у него
ОН. Да проблемы, а с красивыми вообще ничего не получается. Просто беда… Во-первых, все красавицы глупые и распущенные. А для меня в женщине главное что?
ОНА. Что?
ОН. Высокие моральные качества! (У него это звучит так театрально, что она смеётся.) Ну вот, ты уже не сердишься. Давайте зайдём в кафе, просто поболтаем, эта встреча никого ни к чему не обязывает. (Пауза.) Ну, хошь на колени встану!
ОНА. Я никак не могу поверить, что все письма Робинзона, такие тонкие, умные, такие… мудрые даже, писал такой…
ОН. (делает вид, что обиделся). Какой такой?
ОНА. И этот псевдоним «Робинзон»… человек одинокий, отшельник…
ОН (с жаром). Одиноким может быть даже мартовский кот.
Гремит гром, начинается дождь.
ОН (с пафосом). Вот, небеса рассердились! Не надо меня обижать! Слушай, а может тебе моя фигура не нравится? Или внешность? Ты скажи честно, мол, красавчик нужен молоденький…
ОНА. Ну что вы чепуху несёте? Молоденький… Ой… Где ваше кафе?
ОН. Вот так-то лучше… Идёмте… (видит издали закрытое кофе, присвистывает) Облом. Ремонт… Вон туда, под козырёк! Быстрее!
ОНА. Спокойно. Может, вы в курсе, но человечество в ходе своего развития на случай дождя изобрело такое приспособление, как зонтик (достаёт из сумки зонт, раскрывает).
ОН. Ты приглашаешь меня к себе… под зонт?
ОНА. Ну… у вас очень ценная книга, я не могу позволить ей промокнуть.
ОН. Да, книга! Это же подарок. Я подержу величайшее изобретение человечества, пока ты уберёшь книгу в сумку. (Даёт ей книгу, берёт зонт, приобнимает её.) А своего «Робинзона» ты мне подаришь при нашей следующей встрече.
ОНА. Вы так уверены, что следующая встреча состоится?
ОН. Как я могу быть уверен? Я же робкий и застенчивый.
ОНА (косясь на его руку у себя на плече). Застенчивый… Да, я заметила. (Он демонстративно убирает руку.)
ОН. А почему ты назначила встречу именно здесь? Ты тут поблизости живёшь или...
ОНА. Или.
ОН. Исчерпывающий ответ. Ну а всё-таки?
ОНА. Когда-то много лет назад, мы с мужем провели на теплоходе свой медовый месяц… С бывшим мужем… Я же вам писала!
ОН (ясно, что не помнит). Да, конечно, я помню.
ОНА. Это был самый счастливый месяц в моей жизни.
ОН. Понимаю.
ОНА. Но не потому что медовый, а потому что – на воде… Потом, когда мы расстались, я решила, что все отпуска будут проводить на теплоходе…
ОН. Ну, у каждого свои тараканы.
ОНА. Когда плывёшь… время там не бежит, а течёт… Стоит только отойти от причала, и попадаешь в другое измерение. Как бы вам объяснить попроще?… Там прошлое и будущее вовсе не противоположны, как два направления одной прямой, а слиты в настоящем и плывут за бортом, качаясь на волнах…
ОН. (глядя на неё с недоумением, совсем не понимая). Понимаю.
ОНА. Да что ты можешь понимать! Для таких, как ты время вообще воспринимается как абстрактная категория.
ОН. Наконец ты перешла на «ты»! Это моя победа!
ОНА. Вырвалось случайно. И вообще, дождь заканчивается. (Забрала зонт.) Мне пора. (Звук дождя к этому моменту стихает.) Теперь вы уже не промокнете без зонта. Да и ценная книга у меня. И пожалуйста, не провожайте.
ОН. Когда мы увидимся в следующий раз?
ОНА. Не стоит.
ОН. Где и когда? Не расслышал.
ОНА. Должно быть, ваша исключительная робость мешает вам услышать отказ.
ОН. А… Ты мне напишешь? (Она не отвечает.) Хорошо. Робинзон будет ждать.
ОНА. Там на сайте куча длинноногих блондинок. Удачи Робинзону в поисках своей Пятницы
ОН. Марголена!
ОНА. Да, спасибо за книгу. Я её оставляю, как трофей.
ОН. А знаешь, ты – интересная женщина. Тебе часто это говорят?
ОНА. Да. Каждый день с утра до вечера. До свидания.
ОН. До встречи в сети!
Она уходит, не отвечая.
Он смотрит ей вслед, когда она скрывается из вида, набирает номер на мобильном.
Всё норм. Клюнула. Так что готовь инструменты. (Смеётся.) Да ладно, ты понял. Да, я уверен, это то, что нужно. Железно подходит. Не дрейфь!
Уходит.
СЦЕНА 2. Назначаем свидание.
Каждый в своей квартире. Он входит с чашкой кофе. Она одновременно за компьютером и перед зеркалом.
ОН. Кофе! Это как раз то, чего мне не хватало. Эй, ты здесь? Музыкальная пауза окончена.
ОНА. Здесь, здесь…
ОН. Кафе «Робинзон» или кафе «Булгаков» – на выбор.
ОНА. Ещё варианты?
ОН. Нет, можно, конечно, и не привязываться к нашим литературным пристрастиям.
ОНА. Хочу «Даму с собачкой»!
ОН. О! С чего вдруг?
ОНА. Последние твои письма были такие… лирико-драматические. От них веяло ароматом Чехова.
ОН. Убери ты эту заклёпку с веб камеры, я хочу тебя видеть. Ты же меня видишь…
ОНА (подходит к компу). Да, вижу, вполне... А если чуть правее. Вот так. Теперь в профиль. Есть. (Что-то делает на компьютере.)
ОН. Ну, так уберёшь заклёпку?!
ОНА. Не могу, я не одета.
ОН. Так это и прекрасно!
ОНА. Я вовсе не длинноногая блондинка…
ОН. А я извращенец, люблю кривоногих коротышек!
ОНА. Вернёмся к вопросу о месте встречи.
ОН. «Дамы с собачкой» нет. Ни кафе, ни ресторана. Зато есть «Золотая рыбка». Кстати, Пушкиным от моих писем не пахло?
ОНА. Пушкиным? Н-нет... Пушкиным – нет!
ОН. О! Нашёл! «Бригантина». Это то, что надо.
ОНА. Почему?
ОН. Смотри, ты любишь теплоходы и отдых на воде, а… Чехов жил в Ялте, которая, как известно на берегу моря…
ОНА (смеётся). Потрясающий ассоциативный ряд!
ОН. Ну ты же писала, что далёкие ассоциации тебя возбуждают…
ОНА. Я писала: вдохновляют!
ОН. Да? Разве… А я прочёл «возбуждают»… Но это ведь почти одно и то же! Вдохновлять – это значит… возбуждать творческую фантазию, а возбуждать… это… значит…
ОНА. Это значит именно то, что значит, и ничего другого. Ты иногда ведёшь себя, как мальчишка, а я, между прочим, старомодная леди пуританского воспитания, и попрошу при мне… (смеётся глядя в зеркало) употреблять слова в их изначальном значении без лишних подтекстов.
ОН. Но мне показалось, что именно подтексты тебя возбуждают… о-о-ой, вдохновляют.
ОНА. Ладно, пусть будет «Бригантина». А где это?
ОН. Сейчас пришлю тебе адрес и схему проезда.
ОНА (прерывает макияж, снова к компу). Merci, mon cher ami!
ОН. Что?
ОНА. Как порядочная девушка, я время от времени вставляю в разговор французские фразы.
ОН. Уау… ещё и французский…
ОНА. Тебя что-то смущает?
ОН. Подожди, но французский – это ведь все учили до революции…
ОНА. А какую революцию ты имеешь в виду? В мире то и дело происходят какие-нибудь революции.
ОН. Тебе что – сто лет, и ты помнишь всю мировую историю?
ОНА. Нет, мне пока меньше ста, но… О, mon Dieu Révolutio... toujours la même chose…*
ОН (ёрничая). Значит, теперь, чтобы ты меня узнала, я должен держать в руках томик Бодлера на языке оригинала?
ОНА. Да, très bien*. Хорошая идея! А чтобы ты меня узнал, я буду …
ОН. Не волнуйся, я тебя узнаю.
ОНА. Уверен?
ОН. Don’t worry!*
ОНА. Он уверен… ну-ну… На всякий случай, если ты меня всё же не узнаешь?.. Я готовлю тебе сюрприз… Я видела, как ещё в первый раз, тебя смутил мой внешний вид… школьной учительницы или старой девы…
Её внешний вид теперь уже очень далёк от образа учительницы.
ОН. Слушай, забей на эту тему…
ОНА. Забей на тему… О, великий могучий русский язык…
ОН. Ну так все говорят…
ОНА. Ладно. Договорились. Забью.
ОН. Тогда до встречи у «Бригантины».
ОНА. Je suis d` accord. Au revoir, à bientôt!... je vais attendre, mon bon*
ОН. А по-русски можно!
ОНА. Можно: Пока.
Отключают связь. Он собирается. Она отсылает кому-то письмо и звонит по тел.
ОНА. Получи почту. Прямо сейчас. Я сделала его фото с экрана и послала тебе. Пробей по базе. По своим досье. Ну да, перед тем, как идти на дело, надо всё проверить. … Нет, он ни о чём не догадался. … Ну да, ты была права, когда утверждала, что у меня всё получится, ты всегда права. … А вот на это забей… да ладно все так говорят, брось… Не волнуйся. Всё будет хорошо. Я во всеоружии…
СЦЕНА 3. Шок у Бригантины.
У входа в кафе. Он приходит первым, в руках книга на французском. Из кафе доносится музыка. У дверей лавочка. Он нервничает. Звонит. Во время разговора озирается.
ОН. Я. Да. Уже на месте. Значит так, ещё раз. Приходи минут через десять, не раньше, сядешь за соседний столик, я его для тебя заказал. И наблюдай. Без моего сигнала никакой самодеятельности, только наблюдай. Она сегодня какая-то… возбуждённая, может план придётся менять по ходу, не знаю. Я извинюсь, выйду в туалет, пойдёшь за мной, там уточним детали. И не перепутай: «Бригантина», а не «Каравелла». «Каравелла» совсем в другом районе! … А я знаю! Знаю, что ты можешь перепутать. Филолог, блин! Я и так за тебя всю чёрную работу делаю. Всё. Конец связи.
Появляется ОНА. В новом образе Она так разительно отличается от образа скромной дамы, что Он её не узнаёт. Проходя мимо, Она небрежным жестом будто случайно, его задевает. Он, недоумевает.
ОН. Польщён внимаем, мадам… но… сегодня занят.
Она снова кокетливо проходит мимо.
ОН. Мне очень жаль, но у меня тут дело.
ОНА. Vous êtes occupé.. mais pourquoi… quel dommage!
Услышав французскую речь и голос, он вглядывается в даму пристальнее, она теперь кажется ему знакомой.
ОН. Гм…
ОНА. Ну-у, если вы ждёте другую, не смею вам мешать. Меня смутила книга у вас в руках. Я договорилась встретиться здесь с одним мужчиной, и у него в руках должна быть книга на французском. Но… (приглядывается) Ах, да я ошиблась, excusez-moi, у него должен быть Бодлер, а у вас… кажется Верлен…, нет. Мопассан. Значит, вы – это не он, я обозналась. Внешне немного похожи… Простите, пожалуйста. Это непреднамеренная ошибка. Я сожалею, если я вас смутила.
ОН (потрясён узнаванием). Марголена?..
ОНА. Под этим именем я переписывалась с одним Робинзоном. О, это очень романтическая история! Сегодня я надеялась узнать его настоящее имя, а он вот, кажется, не пришёл.
ОН. Он… Он придёт, он просто задержался в книжном, это не так просто найти этого самого Бодрена или Верлера, черт…
ОНА. Не могли бы вы быть так любезны, если вы его дождётесь, передайте ему вот эту книгу, я обещала в прошлый раз подарить (достаёт книгу Дефо).
ОН. Я не уверен, что смогу вам помочь…
ОНА. Почему?
Пауза.
ОН. Я в нокауте.
ОНА. Это хорошо! Или плохо?
ОН. Пока не знаю.
Пауза.
ОНА. Мы так и будем стоять перед входом?
ОН (разглядывая обе книги). Значит ты совсем не та целомудренная леди, за которую себя выдавала?
ОНА. Целомудрие и внешний вид вещи не обязательно взаимосвязанные.
ОН. И теперь тебя не смущает разница в уровне образования? И вообще ничего не смущает?
ОНА. Я не понимаю, почему такая женщина тебе нравится меньше, чем та, что была на первой встрече?
ОН. Потому что это две разные женщины. Очень разные, и какая же из них настоящая?
ОНА. Настоящая та, что в письмах.
ОН. Тогда зачем этот… прикид?!
ОНА. А ты не подумал, что твои ухаживания могли разбудить во мне желание быть не только тонким ценителем твоего эпистолярного стиля. (Он молчит.) А может, ты маньяк? И тебе нужны одинокие беспомощные старушки, чтобы с ними проводить свои извращённые экзерсисы?.. (Он молчит.) Тогда я действительно не очень подхожу. ( Он молчит/) Ну если ты будешь играть в молчанку, пожалуй, я пойду. (Он молчит, она уходит, возвращается/) А знаешь, ты мне тоже не подходишь, мне нужен старый болван, которому можно вешать лапшу на уши, так что, всё отлично, мы друг другу не подходим… (Он продолжает молчать.) И всё же выполните, пожалуйста, мою последнюю просьбу, передайте Ему, настоящему Робинзону, который задержался в магазине, эту книгу и скажите, что мне очень жаль, что встреча не состоялась. Я всё поняла: женщины такого типа Ему не подходят. (Уходит.)
ОН. Женщины такого типа уже однажды чуть не довели до… я бы очень не хотел, чтобы история повторилась.
Пауза. Возвращается.
ОНА. До чего не довели… В письмах об этом не было ни слова.
ОН. Есть вещи, которые нельзя просто так, с кондачка, незнакомому человеку.
ОНА. Почему же незнакомому? После всего, что мы друг другу написали?
ОН. Это всё литература, выдумка, иллюзия… Ты придумала его, он придумал тебя, а на самом деле… никто ни с кем ещё не знаком!
ОНА. Так давай знакомиться…
ОН. Ща… Давай. Разрешите представиться, Старый болван, а ты, наверное… глава шайки аферисток, бандерша… Пока мужик слюни пускает, у него уже ни кошелька, ни паспорта, а потом на его документы левая фирма с долгами, ага, знаем мы, кушали… Что? Угадал?..
ОНА. Это ты похож на бандита.
У него звонит телефон.
ОН (в телефон). Потом перезвоню. (через паузу Ей, совсем иначе.) Будем считать, что я пошутил. Пойдём. Там заказан столик. Очень уютный. У окна. Сплошная лирика и романтика, как ты мечтала… Я тебе всё объясню. Пойдём.
Медленно даёт ей руку. Уводит её в кафе. Через некоторое время, его голос «Не скучай, я скоро вернусь». Быстро выходит. Звонит.
Значит так, ситуация изменилась. Тебе сюда не надо… Что?.. Где ты?.. «Фрегат»? Какой «Фрегат»? Почему «Фрегат»?.. Я же тебе русским языком сказал «Бригантина». Идиот… Волновался он… Да не надо уже сюда. Не надо! Да и мне… И мне тоже не надо… Этот вариант нам совсем не подходит. Совсем! Сиди там в этом «Фрегате», я сейчас приеду, закажи водки. Побольше! Отметим… провал операции. Стремительно уходит.
Через некоторое время выходит Она. Ищет Его. Никого не видит, только на лавочке забытые «Робинзон» и Мопассан. Она забирает книги, уходит.
СЦЕНА 4. Поиск продолжается
Две квартиры, как во второй сцене. Он пытается работать за компьютером, но клюёт носом и засыпает.
Она выходит с телефоном.
ОНА (по телефону). …Ладно. Отчитываюсь дальше. Прикинулась дурочкой, мол не поняла, что случилось, куда ты делся… В ответ тишина! Потом он вообще с сайта исчез. А у нас ни телефона, никаких координат, ничего… Мы даже не знаем, как его зовут…
У него звонит телефон.
ОН (просыпаясь). Да… Что?.. Нет! Нет, нельзя. Прекрати! Если я сказал нет, значит, нет. Давай без глупостей… И вообще я сплю. В отличие от тебя у меня много другой работы.
Отключает связь. Пытается снова заснуть.
ОНА. Представь, я скучаю по этим письмам… И по нему… да… хотя это совершенно не логично! Такой тип мне никогда не нравился… Ага, тебе то легко рассуждать!.. А я в эпицентре событий… Ну и пусть я дура, не всем же быть такими умными, как ты… Да я всегда выполняю твои задания…
У него в комнате звонит телефон.
ОН. Ну, что ещё?.. Если ты это сделаешь, пеняй на себя. Учти, передачи тебе носить не буду!..
ОНА. Не тараторь! Помолчи минуту, ты же мне не даешь сказать самое главное! Слушай! Я нашла его на другом сайте! Да! Я зарегистрировалась под другим ником, и он отозвался, а потом… Угадай!..
ОН. А потом мне тебя вытаскивать?!. Ну… успокойся... подожди… Ну потерпи ещё, у меня есть несколько новых вариантов. Я их уже прорабатываю…
ОНА. Опять не угадала… В его письмах этой новой женщине были просто цитаты из тех, мне, Марголене… А может, это и не мне, а вообще… литературные заготовки на все случаи… Может, это вообще он не сам пишет, а цитирует из классики…
ОН. Ну да, без тебя… А потому что ты сейчас не в адеквате… Да у меня такой запас твоих
ОНА. Главное, понять, зачем? Зачем он это делает? Охмуряет одиноких женщин, а потом их бросает… Не грабит, не насилует, ничего… Что за этим скрывается? Что-то психологическое? Он ведь говорил, что у него с женщинами проблемы, или… наоборот… Помнишь дело того серийного убийцы в прошлом году… он тоже начинал с романтических отношений на сайтах знакомств.
ОН. Что значит, цинично?... Цель оправдывает средства.
ОНА. Подожди, я выпью лекарство…
ОН. Подожди, я сделаю кофе…
ОНА. Нервы… Кофе убегает, чашки разбиваются… Ночью не сплю, днём хожу как сонная муха. Когда-то давно все эти признаки были симптомами любви…
ОН. Кто сказал «любовь»? Не надо… При чём тут любовь?!
ОНА. Я сказала «любовь»?.. Нет, это вырвалось случайно… любовь тут ни при чём.
ОН. Вот именно.
Он окончательно проснулся, понимая, что заснуть уже не удастся, садится за компьютер.
ОНА. Слушай, а если он назначит мне встречу? То есть, не мне, а той новой женщине …
ОН. Ну хорошо, давай договоримся. Мы проверим ещё несколько вариантов, если что, всегда можно будет вернуться к этой Марголене, но я не понимаю, что тебя на ней заклинило.
ОНА. Ладно, отчёт окончен. Мне надо ещё придумать, как будет выглядеть эта новая женщина… Подожди, а может… на этот раз ты пойдёшь? А… почему нет? Давай обсудим этот вариант… (Уходит.)
ОН (глядя в компьютер). У меня тут варианты. Слушай. Аполлинария, учительница литературы… может и настоящее имя, кто её знает, но всё же... Ну да, с обычными именами мы не рассматриваем, как договаривались, женщины без фантазии нас не интересуют. Ладно, не шуми! Дальше: Та самая Татьяна…, да такой вот у неё ник «Та самая Татьяна…» с намёком на Пушкина, очень даже может подойти. Ставлю галочку. «Только твоя» – хороший ник, многообещающий, но больно молода, лучше не связываться. «Ласточка»… профессия не указана… понял, не ворчи, Ласточка – банально, вычёркиваю. Дальше «Анелограм»… Что-то геометрическое… Да, Анелограм, представляешь, фантазия у тётки!.. С неё начать? Почему?.. Ну ладно, как скажешь. Ты старший, ты решаешь… А может всё же с Татьяны?.. Всё, всё! Понял я, понял. Выпей валерьянки, псих. Да, прямо сейчас ей напишу! Всё. До связи. Не психуй!
Отключает телефон. Встаёт, разминается, возвращается к компьютеру, читает и оценивает.
«Дорогая Марголена! С восторгом и интересом прочёл твои мысли о любви. Но я уже смотрю на это явление более трезво, думаю, что любовь – это "приманка" Создателя, чтобы хоть иногда люди занимались не только собой, а кем-то еще.... Угу… Хорошо. Годится. Так. Убираем «Марголена». Пишем «Дорогая Анелограм, с восторгом и интересом прочёл……» Ну и дальше по тексту… Отлично. Отсылаю. Телеграмма для Анелограмма…
СЦЕНА 5. Анелограм на тропе войны
Скамья в сквере. Он выходит с цветами, садится на скамейку.
Она появляется в тёмных очках, в парике, одета совсем в другом стиле, чем ранее, кутается в шарф, лица почти не видно. Довольно долго стоит поодаль, изучает сидящего его, затем подходит.
ОНА. В геометрии Лобачевского…
ОН. …параллельные прямые пересекаются.
ОНА. Вообще-то так заявляют те, кто ничего не понимает ни в какой геометрии.
Пауза.
ОН. Так это же пароль… Кстати, а почему вы не спрашиваете, зачем я придумал такой странный пароль?
ОНА. Спрашиваю. Зачем?
ОН. Меня вдохновил ваш псевдоним! Анелограм – это почти как параллелограмм… И я залез в Интернет и случайно наткнулся на информацию, что пересечение параллельных прямых – это миф. На самом деле геометрия Лобачевского отличается от обычной евклидовой только формулировкой пятой аксиомы…
ОНА. Вы – математик?
ОН. Нет.
ОНА. А зачем вы мне рассказываете про пятую аксиому?
ОН. Ну как…
ОНА. А зачем вообще придумывать пароль и отзыв?
ОН. Ну чтобы не ошибиться, что вы это вы… Хотя, конечно, можно и без этого…
ОНА. Хотите произвести впечатление?
ОН. Нет!.. То есть, да. (Вспоминает про букет, протягивает цветы.) Это вам.
ОНА. Спасибо. (Садится, цветы не берёт.) Вы всем женщинам, с кем знакомитесь по интернету, при первой встрече дарите цветы?
ОН. Да. То есть, нет… То есть, да. Вы меня запутали. Дарить цветы женщинам – это нормально. А если вы намекаете, что я со многими женщинами знакомлюсь по интернету, то… Да и вы, наверняка, тоже познакомились таким способом не только со мной.
ОНА (конфликтно). Я – только с вами. (Усаживает его рядом, дёрнув за руку.)
ОН. Оригинальное начало... Да... начинать знакомство со ссоры… это для меня впервые.
ОНА. Не врите!
Пауза.
ОН. Да почему я вру-то?.. Давайте попробуем снизить уровень агрессии.
ОНА (не менее агрессивно, чем раньше). Да, пожалуй… Простите. Я просто волнуюсь.
ОН. Я тоже волнуюсь.
ОНА. И я…
Снова неловкая пауза.
ОН. А… Вы так замаскированы, будто от кого-то прячетесь.
ОНА. Да. Вы угадали, я действительно маскируюсь и прячусь.
ОН. От навязчивого поклонника?
ОНА. Не-а.
ОН. Может, от налоговой инспекции?
ОНА. Не-а.
ОН. Тогда сдаюсь.
ОНА. Меня разыскивает Интерпол.
ОН. А-а…
ОНА. Надеюсь, вы не из Интерпола?
ОН. Я… Нет…
ОНА. А как вы относитесь к маньякам-убийцам?
ОН. В каком смысле?.. (Нервно смеётся.) У вас очень нестандартный способ знакомиться.
ОНА. Интерпол, геометрия Лобачевского или интерес к маньякам… Какая разница? Главное произвести впечатление. Ведь так?
ОН. Ну да…
ОНА. Это понятно. Вот только зачем? Что дальше?
ОН. Что… А что должно быть дальше?
ОНА. Вот, допустим, вы произвели на меня впечатление, у вас получилось. А дальше? Что?
ОН. Дальше возможны варианты. Иногда долгая совместная жизнь, иногда два-три приятных вечера, иногда просто ни-че-го. Это зависит от многих обстоятельств….
ОНА. Вот… Вот по этому ответу сразу видно: у вас большой донжуанский список.
ОН. Да вы же меня спровоцировали!..
ОНА. Вот ещё!
ОН. Подождите… Это что – сцена ревности?.. А на каком основании? Мы что, уже встречались?
ОНА. Имели счастье. Или, наоборот, несчастье. Ладно. В письмах вы совсем другой. И честно говоря, интересней. Будем считать, что встреча не состоялась. До свидания. (Собирается уходить.) Да, цветы я оставлю себе, как трофей.
ОН. Да, подождите! А где и когда мы…
ОНА. Действительно, думаете, имеет смысл это выяснить?
ОН. Да, думаю.
ОНА. Тогда один вопрос. Только ответьте честно. Хватит уже врать.
ОН. Да почему я вру?!
ОНА. Врёте. Но на этот раз обещайте честный ответ.
ОН (с вызовом). Зуб даю.
ОНА. Итак, вопрос… (Медленно разматывает шарф.) Почему в «Бригантине» ты бросил Марголену после всего, что ей написал. Почему потом просто исчез даже без формального извинения?.. (Снимает плащ.) Почему разным женщинам посылаешь копии одних и тех же писем? (Снимает парик и очки.)
ОН. Марголена…
ОНА. Анелограм. Марголена наоборот. Старая детская игра. Странно, что ты не догадался.
ОН. С маскарадом тут ты профи… (вдруг догадавшись) Так вот почему он сказал, начать с Анелограм…
ОНА. Кто сказал «начать с Анелограм?
ОН. Гм… Мой… напарник. Да. В отличие от меня он сразу догадался, что это ты.
ОНА. Напарник?
ОН. При встрече в порту, я подумал, что ты нам подходишь. А, когда ты пришла разряженной фифой, понял, что нет. Вот и всё. Всё очень просто.
ОНА. Для чего я не подхожу?
ОН. Ты просила честный ответ на один вопрос. А это уже … раз, два, три… четвёртый.
ОНА (кричит). Кругом одни мошенники, аферисты и бандиты
ОН. Спокойно! Тихо ты...
ОНА. А что значит, не подходишь – нам? А сколько вас? Целая банда? А?.. Отвечай! А то буду кричать, пока народ не соберётся.
ОН. Отвечаю! Не ори! Истеричка!… Давай по порядку. Имидж понравился. Даже слишком. Вот поэтому… (Пауза.) Поэтому и не подходишь.
ОНА. Не поняла.
ОН. Ты мне как раз понравилась, и…
ОНА. И что?
ОН. И я решил тебя спасти… от банды воров. Да. Я у них в разведке. Знакомлюсь с одинокими бабами… в смысле, женщинами, всё про них узнаю. Снимаю дубликат ключей. Потом я развлекаюсь с дамой где-нибудь за городом, а мои напарники грабят её квартиру. Я получаю свою долю. Причём у меня полное алиби. В день ограбления я был с жертвой. Алиби! Ну а ты мне понравилась, и я спас тебя от ограбления. Вот. Теперь всё понятно?
ОНА. «Любовь – приманка…» Вот, что ты имел в виду в том письме… Приманка, оказывается в прямом смысле… А я думала, что это метафора…Так, ладно, я – дура… А напарник что?
ОН. А что?.. Ну, я сообщил ему, что ты не подходишь, потому что… у тебя дома большая злая собака. А убивать собак не гуманно. Мы – воры. Но не убийцы.
ОНА. Смешно…
ОН. Что смешно?
ОНА. Обидеть собаку – не гуманно? А женщину – гуманно?
ОН. Ты меня не путай. Я рассказываю, что я наплёл напарнику если даже в доме у женщины не большая злая собака, а маленькая и добрая собачка, нам такая дама всё равно не подходит. Вот.
ОНА. Робинзону нужна Дама без собачки…
У него звонит мобильный.
ОН (в телефон). Сказал же, буду звонить сам… (Себе.) Кругом сплошные шизики!
ОНА (резко успокаиваясь). А если я заявлю в полицию на всю вашу шайку?
ОН. А доказательства? Я буду всё отрицать.
ОНА. А если у меня в сумочке диктофон …
ОН. Плохая шутка…
ОНА. И есть ещё твои фото, сделанные с экрана, когда мы общались по скайпу…
ОН. Отдай сумку.
ОНА. Дама без собачки, но с диктофоном.
ОН. Дай сюда сумку!
ОНА. А если я вообще на полиции работаю? А?.. (Бросает ему сумку, сама отбегает и достаёт из кармана небольшой предмет, который может быть рацией, подносит его ко рту.) Он раскололся. Будем брать. Игра окончена.
ОН (застывает, оценивая поворот событий) Блефуешь…
ОНА. (Ему) А твои признания уже в нужном месте. Современная техника очень облегчает работу.
Он, отбрасывает сумку, резко срывается с места. Убегает.
Она достает из чехла вместо рации обычный телефон.
ОНА (в телефон). Ну что тебе рассказать?.. О-о-о… Ставь чайник, готовь валерьянку. Приеду, расскажу… (медленно собирает вещи, уходит)
СЦЕНА 6. Брат выходит из засады.
Две квартиры, как во второй и в четвёртой сценах. Он появляется у себя. Вытирает голову после душа, одевает майку. Звонит.
ОН. Работать стало тяжелее. Последняя мода сезона – никаких ников, все пишут просто имена. Но ты же извращенец, только чтобы как-нибудь эдак, но я откопал пару новых кандидаток. «Туман над Яндзы» – как тебе такая кликуха?.. Да нет, не китаянка… Не нравится? Почему?.. Стоп! А это запретная зона! Про Марголену мы договорились, больше ни слова. На «М» нашёл тебе «Миролинду»… Что значит, никого больше не надо?.. Не дури. Если так, то… Тогда Я перезвоню позже… Не слышу, и не собираюсь продолжать тему. На Марголене поставили крест. Навсегда. Точка.
Отключает связь. Уходит на кухню,
Во время его разговора Она выбежала с очками, бросилась к компьютеру, перечитывает письмо.
ОНА. «Иногда мне кажется, что любовь – это экзамен, испытание... Но к испытанию относишься примирительно, зачем-то это надо. Испытаний не ищешь сам... А любовь ищут ради любви. Значит, испытание – не сама любовь, а что? Может быть, её развитие во времени?»
У него снова звонит телефон.
ОН. Ну дай мне кофе сварить, ну что ты, как маленький… Что у тебя такого важного, что я не могу чашку кофе... Про Марголену слушать не буду. Да я вообще тебя ещё не простил за ту подставу. Ты же сразу догадался, что Анелограм – это она же, а мне не сказал! Да за такую подставу… Да пошёл ты…
Отключает связь. Включает компьютер. Пьёт кофе. Она у себя. Читает. У него время от времени звонит телефон, он сбрасывает или не отвечает.
ОНА. «… Развиваются или нет отношения, любовь же озаряет их на время и затем уходит. А значит, один из двоих разлюбит раньше... Думаю, ты уже догадываешься, к чему я это пишу. Понимаешь, тот, кто останется ещё любящим, но уже не любимым… Это ведь совсем не то, что безответная любовь изначально. Когда чувство было общим, а потом осталось одному…. Вот где начинается испытание. Вот почему я так боялся… И скрывался…. Я очень долго болел. Но теперь, благодаря вам, благодаря тебе, дорогая Марголена-Анелограм, я выздоравливаю. Я верю, что наша история только начинается. Но тот Робинзон, которого ты видела, это не совсем я… Хочу, чтобы ты мне доверяла и посылаю тебе...
У него в очередной раз звонит телефон. Он допил кофе и теперь отвечает.
ОН. Я буду с тобой говорить на любую тему, кроме Марголены… Да потому что она… Во первых, она, эта как её (придумывает, как бы обозвать) проститутка, а во вторых, работает на полицию… Этого что, не достаточно?.. А в первую встречу она прикидывалась… Я не знаю, зачем… И вообще она чокнутая. Нам чокнутая баба не нужна. (Слушает ответ.)
Она у себя. Читает с экрана. Что-то записывает в свой телефон. Затем некоторое время сидит в раздумье.
ОН (продолжая разговор). Ну и зачем ты мне всё это рассказываешь?.. Я всё это знаю… Ну хорошо, если ты хочешь правду… Марголена слишком похожа на ту … твою, из-за которой...
Что? Почему поздно? Ты ей написал сам, хотя я запретил?!!! Ты с ума сошёл!!! Мы же договорились. И, как? Всё шло через меня... Я же поставил на твою почту фильтр… Ты же филолог, ты ничего в этом не соображаешь… Да, я желаю тебе счастья и именно поэтому сделаю всё, чтобы ты с ней не встретился.
Во время его разговора она набирает подругу.
ОНА (в телефон). Слушай, он прислал ещё одно письмо... Только что... И в этом письме такое… Нет, я тебе не буду его пересылать. Там слишком много личного, но поверь, он пишет так… Так бывает только в кино… Да про банду он, наверняка, наврал… Зачем? Понятия не имею. Вообще как-то всё не стыкуется. Но он очень хочет меня увидеть. Назначил встречу, да представь, там же на набережной.
ОН. Ты назначил ей встречу?! И собираешься идти?!! Ты так решил…
ОНА. Ещё он просит в письме ничему не удивляться… Я ничего не понимаю, но… мне почему-то так радостно. Да, похоже, ты была права, и любовь тут причём, но что с этим делать?.. Мы ведь уже совсем не юные… Не волнуйся ты, никакой он не преступник!.. Я тебе обязательно позвоню, как только…
Продолжая разговор, уходит.
ОН. Нет! Ты не сделаешь этого! Ты не будешь с ней встречаться! И не будешь ей писать! Если не хочешь по-хорошему… Я… Я лучше знаю, что тебе надо! (Бросает трубку.) Так, план действий… (Смотрит в компьютере почту.) А-а-а… пароль сменить не догадался, одно слово , филолог… Значит, где? Ха! Место встречи всё то же. А время?.. Успею.
Убегает.
СЦЕНА 7. Так кто есть кто
Набережная. Мимо берега плывёт теплоход. На борту его играет музыка. Медленно выходит Она. Проверяет время, видимо пришла пораньше. Следит глазами за проплывающим теплоходом. Появляется Он. Медленно подходит к ней сзади.
ОН. Как провожают пароходы… Не оглядывайся.
ОНА (игриво). В геометрии Лобачевского параллельные прямые пересекаются?
ОН. Нет. Не пересекаются… Да и какое нам собственно дело до прямых.
ОНА. Ну да, мы то скорее, кривые, и можем пересекаться, сколько нам вздумается.
ОН. Нет. Не можем…
ОНА. Не понимаю.
ОН. Сейчас поймёшь…
ОНА. Твоё последнее письмо было таким…
ОН. Его тебе надо забыть. Как и все остальные. Робинзона больше нет. Всё. Игра окончена.
ОНА. Как… Ах, ну да, конечно! Игра окончена, мы, наконец, перестанем скрываться за никами. И зачем переписываться, когда можно просто общаться?..
ОН. Ничего ты не понимаешь.
ОНА. Ладно, ты прав, переписываться можно всегда, даже, если живёшь в одной комнате, это очень сближает…
ОН. А если так: у меня три жены и пятеро детей!
Пауза.
ОНА (растерявшись). Сколько?
ОН. Не важно. У меня куча жён и детей, а в интернете я просто искал приключений, а теперь надоело. Такая вот правда жизни. Всё. Как там у твоих французов – Адьё… (Она молчит) Ну что ты так смотришь?
ОНА. Я очень рада встрече. Это правда. А то, что ты говоришь, это какая-то ерунда. Наверное – проверка… Ну да, «ничему не удивляйся», ты же предупредил, точно проверка!
ОН. Ты – фантастическая женщина…
ОНА. Да. И благодаря тебе я это поняла! Помнишь, при первой встрече ты спросил, часто ли мне говорят, что я интересная? Так вот, за последние десять лет ты первый! А я действительно интересная, только после развода перестала в это верить.
ОН. Что же мне с тобой делать? Пойдём по-другому: ты работаешь на полицию, а я не хочу иметь с ней дела. Это весомый аргумент, чтобы прекратить все отношения?
ОНА. Ах, так вот что тебя смущает… Нет, не полиция, просто у меня подруга работает в частном сыскном агентстве. Это по её заданию я тебя проверяла. Столько афер связано с этими сайтами знакомств! Но это было в самом начале, а сейчас, после последних твоих писем, я ей сразу сообщила, что никакой банды у тебя нет, и … ( У неё звук пришедшего смс.) Ой, прости, это может от неё, я ей сказала, что мы встречаемся, и она волнуется.
Отходит, смотрит в телефон, удивлена до крайности.
ОН. Ну, что там у тебя?.. (Пауза.) Твоя подруга-детектив сообщает, что мою банду накрыли?.. (Пауза.) Ну что случилось?
ОНА. Ты… пишешь, что тебя избил твой брат и закрыл в квартире…
ОН (себе). Чёрт.…
ОНА. Но ты же – вот, здесь, и ты в это время мне пишешь: «брат избил»?
ОН. Да какое избил? Вот трепло... Так стукнул чуток, чтобы ключи забрать и всё!
ОНА. Сообщение отправлено с номера, который ты прислал мне в последнем письме…
ОН. Да не я! Не я! Все письма, которые ты получала, писал не Я. (Пауза.) Так, стоп. В обморок не падать… Сядь. (Усаживает её.) Давай по порядку. Первые письма я редактировал, а про последние сам узнал только сегодня… Все письма тебе писал мой старший брат.
ОНА. Не понимаю…
ОН. А я вместо него ходил на свидания. Сейчас попробую объяснить. Он у меня умный, но очень скромный, ботаник одним словом… и ещё эта несчастная любовь. Вроде всё было здорово, а потом она его бросила. Он даже в больницу попал, жить не хотел… Долго лечился потом…
ОНА. В последнем письме он намекнул…
ОН. Трагедия, как в кино. Ну и понятно, что теперь он женщин боится, как огня. А я его уговорил попробовать ещё раз. Только уже по уму, найти ему под стать, такую же умную и скромную. И мы стали искать через интернет.
ОНА. То есть, я не первая ваша жертва?
ОН. Ещё кто тут жертва, непонятно. Короче, он писал красивые письма, а я ходил на разведку, ну такая парная работа, я же говорил «мой напарник».
ОНА. Циники вы…
ОН. Я – да. Он – нет! Он филолог, романтик… Когда он был влюблён, он сутками играл на скрипке, на гитаре, на фоно. Песни пел. Соседи ментов вызывали по ночам, спать никому не давал.
ОНА. Так что, моя кандидатура прошла кастинг или как?
ОН. После первой встречи я подумал, что ты женщина, которая ему нужна. В «Бригантину» он должен был прийти следом за мной, и я хотел вас познакомить.
ОНА. Почему же не познакомил?
ОН. Во-первых, он испугался и поехал в другой ресторан. А во-вторых ты сама всё испортила,
ОН. Я?!
ОН. Пришла вся из себя такая красотка. А ему это опасно. Понимаешь, чем женщина интереснее, тем она опаснее!
ОНА. А вот тут ты всё путаешь, как раз наоборот! Это мужчина – чем интереснее, тем опасней…
ОН. Моему ботанику такая точно не нужна.
ОНА. Да что ты понимаешь в ботаниках. Я между прочим как раз из их числа.
ОН. Ты? Ты особенная, в этом вся и беда. Короче, не надо ему с тобой встречаться.
ОНА. А тебе?
ОН. А что мне? Причём тут я?
ОНА. Ну, если такая особенная не подходит твоему брату, то, может, она подходит тебе?
ОН. А эту тему мы вообще не обсуждаем.
ОНА. Почему?
ОН. Потому что письма ты писала ему.
ОНА. Но встречалась с тобой.
ОН. Эту встречу назначил он, а я… я решил вычеркнуть тебя из нашей истории. (Вдруг) И всё потому что я…
ОНА. Что?
ОН. Этого не должно было случиться, я вообще не по тому делу!
ОНА. Не понимаю.
ОН (будто вырвалось накопившееся). Я всю жизнь ему завидовал… Во всём. Он – старший, умница, красавец, везунчик, любимчик семьи, а я… ошибка природы, ни ума, ни фигуры… Когда его большая любовь его бросила, я радовался, представляешь… носил ему в больницу передачи и радовался, что и его, наконец-то, кто-то обломал! А потом я женился, разводился, а он продолжал любить ту, одну… И я снова завидовал… потому что…
Пауза.
ОНА. Почему?
ОН. Потому что у меня бабы, а у него – любовь… . И в эти интернет-знакомства я его втянул, что бы он стал, как я, как все. А я его опекал, как будто я старше и умнее… А ведь мы оба уже не юноши, и оба одинокие, чего нам делить, мы должны были стать друзьями, и тут появилась ты… И что теперь делать?
Пауза. Звук пришедшей смс на его телефон. Потом смс на её телефон.
ОНА. Сначала надо освободить запертого в квартире избитого «ботаника»?
ОН. А потом?
ОНА. Потом разберёмся. Я вызываю такси!
ОН. Ты так хочешь его увидеть?
ОНА. О том, что ты мне сейчас рассказал, никто не узнает, обещаю.
ОН. Вы встретитесь, и…
ОНА. И что?..
ОН. Друг другу понравитесь…
ОНА. Не знаю. Мне ведь уже нравится другой мужчина – его младший брат.
ОН. Но влюбилась ты в письма! А я так писать не умею. Ни писать, ни говорить, ни думать. Так как он – не умею. И что будет чувствовать он, если мы с тобой…
ОНА. Не знаю. Но и прятаться от этого тоже нельзя. Надо что-то делать. О! Придумала. Мы втроём поедем на теплоходе в круиз, и там поймём, кому из вас двоих я подхожу больше.
ОН. Ты сама-то понимаешь, что предлагаешь?
ОНА. Не очень. Я сейчас вообще не понимаю, что со мной происходит… Но я знаю точно, что по-настоящему знакомиться лучше в том месте, где время не бежит, а течёт, плавно и легко… там, где прошлое и будущее не противоположны, как…
ОН (перебивает и подхватывает). …как два направления одной прямой, а слиты в настоящем и плывут за боротом, качаясь на волнах…
ОНА. …точно. А ты откуда знаешь?
ОН. Это твои слова. Я тебя цитирую. Запомнил с первой встречи.
ОНА. Это не менее ценно, чем письма.
ОН (смутившись). Ерунда, просто память хорошая.
ОНА. Ладно, звони брату, скажи, что мы сейчас приедем...
ОН. Я думаю, что лучше я сейчас поеду к нему один…
ОНА. Да почему это лучше?.. Хотя, да, езжай первым. (Он удивлён её неожиданной покладистостью.) Ликвидируйте последствия драки, купи по дороге шампанского, накройте на стол… я подъеду через полчаса… Успеете?
ОН. Что значит подъеду? Куда?
ОНА. Твой брат… в последнем письме прислал мне настоящее имя и адрес… Даже схему проезда.
Пауза.
ОН. Мой ботаник проявляет характер.
ОНА. Это у вас семейное.
ОН. Я же говорил, что женщины, чем интереснее …
ОНА. Нет, нет, мужчины – чем интереснее, тем опасней!
Одновременно у него звонит телефон, звук смс на её телефоне.
ОН (в телефон). Да… Сейчас приедем, да вдвоём. Ты не ослышался: мы приедем вместе. Кстати, в шкафу запасной ключ, на верхней полке. Если хочешь, можешь успеть сбежать.
Она во время его разговора пишет ответ на смс подруги.
ОНА. Я подумала, что стоит захватить с собой и подругу. Она, кстати, редактировала мои письма тебе, то есть, ему. Она всё ещё не верит, что вы не банда. Но встретиться согласилась.
ОН. Марголена, ты – очень опасная женщина.
ОНА. Робинзон, Ты – очень опасный мужчина.
К оглавлению...