(продолжение)
Три режиссера
В наши дни Ренита Андреевна и Юрий Валентинович Григорьевы известны зрителям как авторы многих документальных и художественных фильмов, среди которых: «Праздники детства», «Говорит Москва», «Мальчики»… Они помогали Василию Макаровичу при жизни и бережно хранят память о нем, открывая музеи, снимая о нем кинокартины, собирая воспоминания его родных и друзей. Много фотографий Шукшина, сделанных Юрием Григорьевым, теперь сопровождают публикации и книги.
Знакомство Григорьевых с Шукшиным состоялось во ВГИКе. Они поступили с исторического факультета МГУ сразу на третий курс к Сергею Аполлинариевичу Герасимову. В это время Василий был второкурсником в мастерской Михаила Ильича Ромма. И будущие режиссеры всегда ходили смотреть работы друг друга. Хотя с Василием уже тогда многие хотели подружиться, но это было непросто. Он чувствовал близких по духу людей. И друзей у Шукшина было немного. Ренита Андреевна поделилась со зрителями на одной из творческих встреч:
- Когда мы познакомились, он обронил: «На сестру мою, на Натаху, похожа». Только потом я поняла, какой это был комплимент в его устах. Сестру свою он очень любил.
Дружба коренных москвичей с университетским образованием и парня из сибирского села со стороны казалась удивительной. Но это Юрий Валентинович Григорьев объяснял просто:
- Нам, совсем не знавшим деревни, интересно было открыть для себя тот мир. А ему наоборот, был интересен город…Он быстро и много читал, интересовался современной жизнью. Когда Шукшина-выпускника попросили освободить общежитие, он стал жить у друзей — у него не было ни прописки, ни своего угла. Но уехать из Москвы Вася никак не мог: не отпускали писательские дела в редакциях журналов и газет. Много снимался как актер. И самое главное, он хотел именно на московской киностудии сделать свою первую режиссерскую работу в кино. У нас в квартире он прожил полгода… Как-то обмолвился, что перед войной его мать в деревне называли «сибулонка» (производное от СибЛаг). Он не любил касаться этой темы, видно, рана в его душе осталась на всю жизнь.
По ложному доносу отец Шукшина был арестован и расстрелян, но позже реабилитирован. А мать маленьких Васи и Тали, Мария Сергеевна, в свои двадцать два года осталась вдовой. И это было только началом тяжелых испытаний, выпавших на долю простой российской семьи. Во времена СССР окружающим казалось, что Василий Макарович атеист. Но, приезжая в Сростки к матери, он мог спросить: «А где же иконы?» И понимал: убрали их, чтоб не было у него неприятностей. Много позже в московском кабинете Шукшина иконы все же были. Мольбой его героя Егора Прокудина из «Калины красной» в сцене у церкви вся Россия потрясена была: «Господи, прости меня!»
Сборник рассказов «Из детских лет Ивана Попова» - одна из последних шукшинских книг. В ней отображены реальные факты биографии, она и стала основой для сценария фильма «Праздники детства». Соавторы сценария и режиссеры - Юрий и Ренита Григорьевы. Они вместе заявили о себе вначале в документальном кино, а позже работали на студии Горького в Москве. В память о своем друге Шукшине Григорьевы в 1981 году сняли фильм на родине Василия Макаровича. Картина эта вскоре, в 1982 на XV Всесоюзном Кинофестивале в Таллине завоюет Первый приз и диплом как лучшая для детей и юношества. Творческому коллективу фильма: авторам сценария и режиссерам Р. и Ю. Григорьевым, оператору Н. Пучкову, художнику Г. Анфиловой, композитору П. Чекалову, актрисе Л. Зайцевой будет вручена Государственная премия СССР в 1983 году.
В фильме по тем временам много новаторских находок. Он цветной, когда повествует о мирной сельской жизни и черно-белый, когда показывает сцены проводов односельчан на фронт. В начале и в конце кинокартины от автора выступает сам Василий Макарович Шукшин – кадры хроники сохранили эпизод, где знаменитый режиссер, артист и писатель сам размашисто косит траву простой литовкой, а в финале звучат его слова из книги: «Не робей, Ваня! Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы… Помни это! Будь человеком!» Да и природа сибирская, суровая и щедрая в разные времена года тоже – живой, действующий, трепещущий и оберегающий людей киногерой.
Фильм и главные роли
Вокруг фильма «Праздники детства» много интересных, порой удивительных историй. В далеких шестидесятых Ренита и Юрий Григорьевы снялись в эпизоде у режиссера Шукшина в его фильме «Живет такой парень», сыграв недовольных супругов из города, оказавшихся на Алтае, путешествуя по Чуйскому тракту. А потом, спустя лет восемнадцать, для своего фильма о детстве Василия Макаровича они долго и вдумчиво выбирали артистов. Главные герои кинокартины – взрослая пара, мать и отчим подростка Ивана Попова и его сестры Тали – и в жизни стали семьей. Полюбили друг друга, поженились. Вскоре, в 1982 году, появилась на свет их дочь, тоже ставшая актрисой.
Итак, обо всем по порядку. Неслучайно на роль мамы Ивана Попова была назначена уже тогда известная по фильмам: «А зори здесь тихие», «Строговы», «Печки-лавочки» и других московская актриса Людмила Васильевна Зайцева. Ей, родившейся в небольшом хуторке Восточном Краснодарского края, был близок простой крестьянский труд с детства. Доброта и строгость, сильный характер и нежность к близким и друзьям – все сочеталось в этой женщине. Уже в 1989 году Людмиле Зайцевой будет присвоено звание «Народная артистка РСФСР». Поразительно и внешнее сходство актрисы с Марией Сергеевной, мамой Шукшина, а с ней режиссеры Григорьевы были знакомы лично, общались, приезжая в гости в Сростки. Большие семьи в дореволюционной России не были редкостью, Мария Сергеевна была седьмым ребенком. А прадеды Шукшина прибыли в Сибирь из Самарской губернии и Поволжья.
Порой судьба сводит людей вместе самым затейливым образом. Геннадий Анатольевич Воронин, окончив театральный факультет Дальневосточного пединститута искусств, оказался на Алтае, в драмтеатре города Бийска. Именно он был выбран на роль мужественного, немногословного и совестливого отчима Павла в фильме «Праздники детства». В первых сценах мирной сельской жизни мы видим беседу подростка Вани и его деда о родной земле, о том, чем песни от стихов отличаются. Дед говорит внуку, что песни складываются и от горя большого, чтобы легче стало. Мама ребятишек Мария встречается у реки с Павлом и говорит, чтоб не ходил он за ней, вдовой с детьми. А парень готов жениться, он спрашивает разрешения у сына Вани – старшего мужчины в семье. Маленькая Таля прыгает от радости. Все село празднует широкую свадьбу, только Иван невесел. Не хочет он уезжать всей семьей из родных мест в город. И снова дед, сочувствуя внуку, убеждает его, что не только себя любить надо, но и маму понять.
Терпеливый характер Павла раскрывается и в сцене, когда Ваня намеренно курит, пытаясь вызывать гнев отчима, но тот только головой качает: «Эх ты! Голова садовая!» И вот вся семья едет в город на телеге с нехитрым скарбом, рядом идет корова-кормилица. Задушевные беседы о будущем семьи Павла и Марии касаются и стихов Лермонтова, и необходимости учиться. А Ваня, подхватив Талю, снова пытается сбежать. Отчим верхом догоняет их. Девочка спрашивает: «Ты правда наш настоящий папка?» И Павел подтверждает это каждым своим поступком. Но недолгой будет жизнь в городе, вернется семья в родное село. Отчим окажется на фронте, и только нежные письма, солдатские треугольники будут связывать его с близкими людьми. Оборвется и эта ниточка. Похоронка сообщит о геройской гибели хозяина семьи. В коротких шукшинских строчках столько боли: “…А вот моя мать (М.С. Куксина)… Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, в 1942 г.”
На главную роль подростка Ивана Попова был взят воспитанник Бийского интерната, Сережа Амосов. А ведь сам режиссер и сценарист фильма Юрий Григорьев – приемный сын кинооператора Бориса Александровича Петрова. Артист Геннадий Воронин привез на кинопробы Сережу и рассказывал: «Что-то мне в нем показалось такое... пронзительное. Глаза, наверное. Видно было сразу, что он добрый мальчишка, чистый. И весь жар своего благородного сердечка он вложил в эту роль. В нем и сегодня все это осталось, он молодец. Можно действительно поверить, что "все было не зря". Фильм "Праздники детства" во многом хорош благодаря душевной отдаче Серёжи, играющего роль Вани Попова. Настоящий мужчина!»
Потом Сергей сыграл в фильме режиссеров Григорьевых «Говорит Москва». Это его вторая роль в юношеском возрасте. А третья – спустя много непростых для нашей страны лет. В 2009 году режиссер, автор сценария и продюсер Лидия Боброва нашла Сергея Амосова и утвердила его на роль в своем фильме-драме «Верую» по трем рассказам В.М.Шукшина: «Верую», «Забуксовал» и «Залетный». Картина снималась на киностудии «Ленфильм». В очерке, посвященном фильму, Татьяна Аверьянова пишет: «Три рассказа Василия Шукшина режиссер объединила в фильме одним эпиграфом, известными словами писателя: «Важно прорваться в будущую Россию»… Путь духовного возрождения — от тоски, безверия... до высокого поиска Бога».
Ныне Сергей Владимирович Амосов живет в селе Тюменцево Алтайского края, работает у местного фермера.
Артисты Геннадий Воронин и Людмила Зайцева поженились, жили в Москве, растили дочь Василису. После окончания режиссёрского отделения Высших курсов сценаристов и режиссёров мастерской Владимира Грамматикова в 1982 году, Геннадий Анатольевич как режиссер и сценарист снял несколько фильмов. Среди них: «Мария Магдалина», «Два берега». Известны его актерские работы в картинах «Варварин день», «После войны», «Клан».
Он был художественным руководителем телепередачи "Парламентский час". Геннадий Воронин ушёл из жизни 23 июня 2011 года в Москве.
Людмила Васильевна Зайцева после фильма «Праздники детства» много снималась в кино. Она - лауреат серебряной медали имени А. Довженко (1986, за роль в фильме "Говорит Москва"). После участия в фильмах В. Пичула "Маленькая Вера" и "Мечты идиота" актриса попробовала свои силы в отрицательных, острохарактерных ролях: удачно сыграла роль Ефросиньи в драме Виталия Мельникова "Царевич Алексей" и Екатерину Иоанновну Мекленбургскую в сериале Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов".
Василиса Геннадьевна Воронина пошла по стопам родителей. В 2004 году окончив ВГИК, она успешно снимается в кино. А еще Василиса Воронина озвучивает иностранные фильмы (производство США, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Великобритании). Из отечественных кинокартин можно отметить такие: «Глухарь», «Угон», «Личная жизнь доктора Селивановой», «Два берега» и многие другие.
(продолжение следует)
К оглавлению...