В этой статье мы попробуем в самых общих чертах проанализировать некоторую информацию из книг Левит и Числа. Итак, начнем с Чисел.
На первый взгляд очень сухая в изложении (ведомость такая) часть книги Числа, показалась нам очень содержательно-занимательной в сфере интересующих проблем, проблем не отделимых и от современности, как неотделима от современности и вся Библия, как бы мы не пытались разделять-критиковать и т.д. Ведь хотим того или нет, замечаем или нет, но вся наша цивилизация (включая, кстати, даже исламский мир) живет в пространстве-философии именно этой книги и уже тысячи лет. И если уж говорить про действительно «свои» пути, то это: Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, экваториальная Африка, аборигенная Австралия и Полинезия и т.д. А все остальное живет строго в пространстве Библии, если присмотреться. Но поскольку в нашем «общебиблейском» пространстве принята градация на восток и запад, вот ее то мы и попробуем исследовать на состоятельность такого деления. Есть предвзятое мнение, что «демократия», или плебисцитно-корпоративное государство запада, противостоит тираническо-единовластной модели востока. И этот вопрос, вероятно, менее всего обсуждается в Индии и Китае (где «всем все ясно» на базе совершенно своих, аналогичных по времени обретения, доктрин, между которыми, впрочем, также, как и в нашем «библейском» мире, идут споры динамического равновесия, уравновешивающиеся (в стабильных фазах) третьей стороной – треугольник см. статьи по этой теме). Так какую же модель мы видим в «скучных» на жареные истории Левите и Числах?
1. Внутри Ковчег. Святая-Святых. (над ним Сам в виде столба дыма днем и огня ночью)
Т.е. если объяснять строгим материалистам – внутри Слово. Закон. (как не вспомнить Чингисханову Ясу с горы Бурхан) Т.е. это уже «восточная демократия», если хотите, – главенство Закона, а не произвол персоны-клана.
2. Вокруг левиты.
О левитах, кстати, история интереснейшая! Помните, что сделали Симеон и Левий? и что им сказал на это Иаков-Израиль? Не буду повторять для тех, кто знает – кто не знает – книга под рукой. Т.е. выбран род самый жестоко-принципиальный, но не судьи-прокуроры! судит колено Даново. Это, если перенести в декорации 20 века, такая партия и КГБ одновременно. Они занимались ВСЕМ на уровне государствообразования, от финансов до санэпидемстанции – перечтите, это очень интересно! это партия-КГБ-минфин-минздрав и т.д. Все что требует специальных, даже секретных знаний, совмещенных с преданностью Служения.
Итак, вокруг левиты и все жестко распределено – кому что делать-носить и т.д., кто, за что и как отвечает, и безо всяких уловок – «Не входи – убьет». Это очень важно по заявленной в статье теме, сейчас это названо – разделение полномочий ведомств, перекрестный контроль.
3. Дальше по четырем сторонам уже весь народ-войско.
Эта модель народа-войска будет отчасти потом и в Тюркютском Эле, и в Орде, и в России. Модель «восточной демократии»?.. Или может просто «демократии»? Но уж точно, не произвола человека-персоны, диктатора-тирана из восточных сказок, рассказываемых на западе. В истории 20 века она называлась военная-демократия, кстати, включая и военный коммунизм, между прочим. Но, как видим это «наше изобретение» было известно еще в вавилонские времена, и, вероятно, и довавилонские.
И все это так и движется. Такой «танк» из людей перемещается по пустыне вслед за столбом Ягве. А когда столб стоит на месте – то и все стоят, не разбредаются по «персональным пещерам со всеми удобствами».
И вот теперь, мы и подходим к цели нашей статьи – сопоставлениям.
Итак, на восток, вокруг, окруженного беспристрастными (как не вспомнить опять монгольских кебтеулов) левитами, Ковчега Завета, – встает собственно царский род Иуды с самым мощным войском. Т.е. Иуду можно сопоставить здесь с римским консулом – (военным, а не политическим вождем, наделенным и административными функциями, но не далее изменения хоть запятой в Скрижалях), посланным сенатом на самое опасное направление с главными силами. Значит, главный противник – на востоке, т.е. Вавилон – а не, скажем, Египет, или уже возникающая тогда Эллинистическая цивилизация. Кроме того, конечно, восток – направление откуда встает Солнце и т.д. Юг и Север прикрываются силами поровну, и в своей сумме равными войску стана Иуды, это правое и левое крыло главных сил. Т.е. нападения с Севера и Юга возможны, но не критичны. Запад имеет наименьшее число войска, но при этом содержит в себе, как сейчас бы сказали, интеллектуальную элиту всего народа, а в Библии более точно – ключевое семя племени – колена Иосифа и Вениамина. Значит запад – это тыл – база и «кузница» для фронта – и с запада противник ожидается наименее всего (кроме того, там море – естественное укрепление). Есть ли принципиальные отличия от построений римской демократии? Есть, и только одно. В эллинистических демократиях нет, и не может быть Бога Живаго, Который, и является собственно подлинным Царем и Главнокомандующим всего построения. Статуя приказов не отдает. Даже прорицание – только косвенное свидетельство – не прямой приказ. Боги Олимпа только помогают – не руководят. Но на этом-то «различия» и заканчиваются! Вот вам и восточная «тиранодоктрина»!
Теперь чуть-чуть отвлечемся от Иудеи и перенесемся на Апеннины. В нашем современном сознании Рим строго ассоциируется со своей второй «историей», историей после перехода цезарем Гаем Юлием речки с названием Рубикон. И хотя мы и помним про «демократический» период, он всегда, даже в кино и беллетристике, затмевается Римом Неронов и Калигул. В то время, как мы чувствуем принципиальность отличия, но плохо его понимаем. А отличие кардинальное! И теперь мы снова вернемся к Иудее, вернее, даже еще южнее, в Египет. Как мы выше описали, принципиального различия между Ветхозаветным «строем» Чисел-Левита и демократическим Римом – немного. Если же сопоставить с Египтом, то можно увидеть прямую связь структуры левитов и структуры жреческого сословия в Египте – те же госфункции, то же будет потом и, скажем, в Тибете уже в средневековье, то же было, скорее всего, и до Египта, и до изначального Вавилона, «головного сервера» того самого Ура халдейского, откуда Авраам увел свое племя, именно потому, что Вавилон его современников к тому времени перестал быть самим собой. Некая жреческо-идейная аристократия, противостоящая попыткам отдельных консулов узурпировать власть. Возвращающая, как возвратная пружина, всю систему постоянно на круги своя – как было, когда ее поставили-запустили «в работу», а если это становится невозможным – наступает катастрофический крах системы – без восстановления. Но в том же Египте мы видим и «первую» (относительно изученную) попытку создания, того, что потом назовется империей. Т.е. той самой системы перерожденной. Эхнатон! Царь-консул, что, нарушив систему, как раз «демократии», хоть отстаиваемой всегда нормальной аристократией (собственно это ее главная функция, а не поиск привилегий), присвоил себе лично божественный титул. Т.е. система изменяется на строго противоположную. Вместо Бога Живаго (для верующих), выраженного в Законе (для не верующих), главой страны становится Человек, не подчиненный ничему – произвольно управляющий. Простой, смертный, со всеми слабостями, глупостями и т.д. Т.е. система, по сути, теряет управление, ибо один человек просто не в состоянии управлять лично даже одним городом, тем более «империей». Вера и Закон, подменяются профанацией, ведь всем же понятно, что это не бог! Кланяются, лебезят, но смеются в усы, над этим очередным «богом» Калигулой, что сам-то вообще уже поклоняется Иштар и чуть ли не Молоху, какой уж тут Юпитер. Влияние на персону в сравнении с коллективом, спаянным Заветом – несопоставимо. Им начинает крутить любая наложница! Гвардейские части, знатные роды, наконец, просто люмпены Рима! И Рим заканчивается. Тибет также. И Египет. И Вавилон... Но как же «проект Эхнатон» мог «занестись» в Рим? Очень просто! Через Пунические войны. Вавилон закончился – переместились в Карфаген, Карфаген пал – пришли в Рим. Ведь война – это контакт, своеобразный, но бесспорный.
Таким образом, «противостояния востока-запада» не просто «условны», они безграмотны и фантастичны. Но есть, причем с древнейших времен, (которые нам Библия собственно и пронесла на своих скрижалях через, возможно, даже десятки тысячелетий, ибо в ней записывалось, то, что было известно уже тысячелетия, а ей самой 5 тыс. лет, если не ошибаюсь?) противостояние между Божественным и Человеческим устройством государства. Божественное всегда будет опираться на широкую, непотопляемую базу идеи-коллектива – т.е. Закон + хранители Закона. Человеческое – на конкретную смертную персону со своим произволом случайного характера. Очевидно, что вторая модель вообще не может рассматриваться, как модель госуправления, и является не сущностью, а только отражением, тенью, ибо де-факто управления просто нет, а управляет «кто-то» другой, прикрывшись видимостью-абсолютистом, в тени этого «императора вселенной». В первом случае государство является – страной, т.е. естественным объединением соединимого. Во втором – империей, т.е. искусственным соединением несоединимого – на штыках для насильно присоединенных и на непосильном бремени для центра, чтобы обеспечить эти штыки, что мы и можем проследить уже и в нашей истории с 18-19 век, да и в двадцатом, особенно с 1946-88. Личность-персона конечно имеет в истории большое значение, особенно если персона эта – Моисей. Но так, как Моисеи встречаются не часто, то нам и важно понять, что вот это вот, ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ отличие построения ВСЕГО вокруг Бога (доктрины – для неверующих) и «самоправца-человека», провозглашенного «кем-то», и для «чего-то» земным богом – строго противоположны, несовместимы, и их смешение – всегда лукавство «партии империй и богов-императоров», погубивших все известные нам системы, начиная с Вавилона, т.е. неких третьих сил в треугольнике, подменивших в нем место Бога своим «богом-императором-человеком», и «втиснувшихся» в освободившееся третью вершину треугольника, причем – тайно.
А в Числах и Левите, мы видим, если присмотреться, напротив – абсолютно внешне независимую АВТОНОМНУЮ систему, такой вечный двигатель – ибо тот самый, описанный нами в предыдущих статьях треугольник устойчивости – уже полностью заложен внутрь ее, без привлечения внешнего союзника. Обычно это два крыла и внешний союзник. Везде, от «сообразим на троих», до Антант и т.д. А здесь же все три точки-высоты – уже внутри! Партия-левиты+Закон – одно крыло, войско+Царь-Консул второе, и ЗАМКНУТЫ ОНИ НА ТО САМОЕ ТРЕТЬЕ – Огненный столп над шатром Завета. Не пиротехники, не гипнозов-галлюцинаций, не «правильных», но неосуществленных человеческих слов – а Бога Живаго. Ежедневно и ежечасно руководящего ЛИЧНО всем процессом. И это действительно самая устойчивая, из всех возможных, моделей государства, ибо она без искажений в каких-либо «зеркалах» - отражает нам подлинную, и вообще говоря, вечную, природу вещей. Не ограниченную – ни пространством, ни временем. И в физическом, и в духовном.
P.S. Между прочим именно эта – Третья и ключевая сторона треугольника, при наличии ее в каждом земном государстве, и является тем самым подлинным связующим звеном – общемирового государства (к которому на словах стремились и стремятся как раз все империи, получая ровно обратные результаты), уже ДАВНО, как видите, существующего, с самого Начала. Она уже сейчас НА ДЕЛЕ является непреложным фактом того, что мир Един, хоть и разнообразен, и «колышется» в диалектической борьбе, или по-простому – в сменах дня-ночи, времен года, плюсах и минусах бесчисленных динамических систем Вселенной, уравновешенных с третьей стороны в стабильно-абсолютном качестве – только Им.
К оглавлению...