ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Автор - Александр Лазутин (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Верхняя Масловка (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Река Таруска, Таруса (0)
Дом-музей Константина Паустовского, Таруса (0)
Калина красная (0)
Москва, Долгоруковская (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
«Маруся» (0)
Москва, ВДНХ (0)
Москва, Покровское-Стрешнево (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Музей-заповедник Василия Поленова, Поленово (0)
Москва, ВДНХ (0)
Записки сумасшедшего (0)

«Шоу микрофонов» Юрий Бондаренко

article192.jpg
Когда-то, в иную эру, Высоцкий выдохнул свою потрясающую песню микрофона, который «все усиливал, усиливал». Усиливал чужие голоса. И, увы, и ему, и слушавшим было понятно, что из микрофона звучит не его собственный голос.
Сегодня же время изменилось. Микрофоны обрядились в смокинги Вещателей Истины.  Фасады (подчас, нарисованные, как очаг в каморке папы Карло) стали притворяться  домами и целыми улицами. Иначе говоря, дикторы, актеры, режиссеры, маски из шоу-бизнеса стали сплошь и рядом напрямую играть роли аналитиков-профессионалов в соответствующих их роду деятельности сферах. И даже доктора наук (что, впрочем, не ново) с азартом включаются в эту игру, в эти бесконечно варьирующиеся шоу вещателей кем-то уже разжеванных истин.
Очередной из таких спектаклей – пляски вокруг памятника Ивану Грозному и, соответственно, его имени и эпохи.  Замечательнейшее зрелище видеть, как в «эпоху плюрализма самые различные танцоры, словно ведомые рукой незримого танцмейстера выписывают одни и те же пируэты. Будь то известная газета, остепененный представитель науки либо режиссер – эти пляшущие микрофоны словно во власти одних и тех же мелодий и ритмов.
Есть, конечно, и иные микрофоны. Но и они изображают из себя археологов, докапывающихся до Несомненных истин.
Один из последних наглядных примеров – зрелищно-напористый монолог Никиты Михалкова. Должен сказать, что его «Бесогон» смотрю с интересом. Крепко сделано. Да и напористость профессиональна. Скажем, в сравнении с напористостью Дм. Киселева или «Прямого текста» напористость Михалкова воспринимается, как более органичная и не утомительная. По крайней мере, мною.
Совершенно согласен и со всем, что говорится Михалковым о Ельцине. Люди, обрушившие целую страну, - это своего рода «проклятые короли», чтобы мы там ни говорили о тех или иных объективных обстоятельствах.  (Хотя остается вопрос, а где и с кем был сам Михалков, когда Ельцин рвался на вершины Олимпа? – Впрочем тогда  заблуждался и я сам, да и многие иные). 
Но вот, когда доходит до Грозного, становится грустно. Отчего? – Да, прежде всего, оттого, что серьезнейшая историческая полемика ведется на уровне Акуниных и Михалковых, а не тех, кто был реально погружен в эпоху.  Вскользь и очень фрагментарно упоминается Веселовский. И как будто и не было ни Ключевского, ни Скрынникова, ни Зимина, ни многих иных из тех, кто стремился давать анализ, а не просто «очернять» или «обелять» для того, чтобы непонятно кому доказывать, как заблуждались иностранцы, считая московитов варварами.
Меня лично совершенно не волнует, был ли или  будет ли еще где-то поставлен памятник Грозному. За минувшие десятилетия (да и только ли за минувшие?) столько их поставили, посносили и продолжают сносить, что все это стало уже привычным, как осенние дожди. Из-за чего переживать-то? Проблем, что ли больше нет?
Но, когда история, исторические события и персонажи начинают использоваться, как макияж современных политических и прочих пристрастий, это настораживает, да и прямо отталкивает. Хотя, конечно, такие фокусы – штуки не новые.
Если же говорить о том, что относят к фактам, то, конечно же, при Грозном Московия расширилась. И первопечатник Федоров в его время жил. И многое иное было. Но была и неудачная Ливонская война, и та самая опричнина, вокруг которой столько споров. Были и жесточайшие расправы, причем, согласно ряду источников, от них страдала не только элита. Сохранились упоминания современников о том, что, врываясь в имения опальных, опричники, бывало, раздевали женщин до нага, заставляли их гоняться за курами, потешаясь тем, что в это время стреляли в них из луков. Конечно же, это, как и записи о том, что Иван, встречая жен опальных, понуждал тех поднимать высоко вверх одежды, демонстрируя «срамные места», до тех пор, пока не проедет все его окружение, и как многое иное, не проверяемо и вполне может быть и наветом.  Увы, во всей всемирной истории масса таких непроверяемых моментов. Но хорошо известно, что «паны дерутся, а у мужиков чубы трещат». Самые разные историки признают, что опричнина оказалась болезненной для всей страны. А вот была ли эта болезненность очистительной? И насколько? – Тут идут споры. Однако и при этом известно, что именно на закате собственно опричнины хан Девлет Гирей сжег Москву, которую опричное войско было не способно защитить, ибо оно оказалось годным лишь для карательных операций. И лишь в следующем году уже не опричники дали серьезный отпор тем, кто попытался совершить новый набег.
Что до числа жертв опричных репрессий и казней, то тут дать точные цифры, наверное, невозможно. Н.Михалков упомянул три-четыре тысячи, что несравненно меньше тех жертв, которые знали и Франция, и Англия тех времен. И словно забыл про разгром Новгорода. Поскольку я еще студентом имел возможность перелопатить и целый ряд исторических работ, и первоисточников (пусть в чем-то спорных), то здесь можно было бы привести немало интересных и показательных сведений. Не говоря уже о том, что серьезные историки-профессионалы, углубленно изучавшие русский феодализм, выделяли и выделяют разные этапы в деятельности того же Грозного, царя, чье правление было очень неоднозначным.
Но, повторюсь, дело тут не в отдельных данных и их достоверности. И дело даже не в оценке личности Грозного, а в том, что спокойное профессиональное обсуждение истории подменяется шоу микрофонов, которые с непоколебимой уверенностью разыгрывают перед нами битвы за те истины, которые оказываются взятыми из вторых и третьих рук и в процессе всех этих передач сплющиваются,  да так, что живая, объемная история испаряется, а вместе с ней тускнеет и живое движение мысли. Тем самым, зрителя и слушателя все упорнее подсаживают на суррогаты, подменяя картины реального боя театральным фехтованием. Конечно, и последнее имеет право на существование. Можем же мы с удовольствием смотреть на киношных Фанфана-Тюльпана или мушкетеров. Но, когда мы смотрим на них, нет обмана, потому что мы и воспринимаем экспрессивных фехтовальщиков, как киногероев.  В шоу же микрофонов иллюзия реальных поисков выдается за сами поиски, а информационный фастфуд -  за диетическое питание, Толкователи за Вещателей. И вот это-то тревожит.
 
© Бондаренко Ю.Я. Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Москва, Долгоруковская (0)
Беломорск (0)
Псков (1)
Дмитровка (0)
Соловки (0)
Москва, Проезд Черепановых (0)
Побережье Белого моря в марте (0)
Старая Таруса (0)
Соловки (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS